Верхнее строение пути




Прочность ВСП как одно из основных условий безопасного движения подвижных составов по железнодорожному полотну вряд ли может вызывать сомнения. Именно на конструкцию ВСП приходится большая часть нагрузки, доля которой затем передается элементам нижнего строения пути.

ВСП представляет собой неоднородную по использованным для ее формирования материалам конструкцию. Видов же различных материалов, создающих его, несколько десятков. Именно поэтому подход к организации и устройству ВСП требует большой тщательности и профессионализма.

В состав ВСП входят элементы из:

– металла,

– бетона,

– древесины и пр.

Составляющими ВСП являются:

– рельсы,

– шпалы,

– рельсовые скрепления,

– стрелочные переводы и др.

Рельсы фиксируются на шпалах, которые обеспечивают для них жесткость:

– горизонтальную – удержание рельсов на определенном расстоянии относительно друг друга;

– вертикальную – защита рельсов от вдавливания.

Сами же рельсы принимают основную нагрузку от колес подвижного состава и определяют траекторию его движения. От рельсов нагрузка передается шпалам, которые в свою очередь отдают ее балластовому слою.

Между собой рельсы соединяются специальными скреплениями, которые обычно подразделяют на:

– стыковые (пружинные гайки, угловые накладки);

– промежуточные (плоские, клинчатые подкладки подробное описание).

Для соединения звеньев железнодорожного пути используется электроизолирующий стык «АПАТЭК».

Особенное внимание обычно уделяется материалам ВСП на изогнутых участках железнодорожного полотна и в местах торможения подвижного состава, поскольку здесь наблюдается повышенная степень износа по сравнению с остальными участками.

В целом в ВСП различают несколько типов, на которые оно подразделяется в зависимости от эксплуатации. На основании этого подбираются определенные виды шпал, разновидности рельсов, рельсовых креплений и т. д.

Почти каждый из элементов ВСП имеет разновидности. Так, к примеру, рельсы изготавливаются из разных видов стали (мартеновская, конверторная, электросталь) в зависимости от их предполагаемого назначения. Кроме того, этот элемент ВСП может иметь различаться по наличию отверстий для болтов, по категории качества, по типу (рамные, остряковые и т. д.).

В качестве шпалы может применяться:

– шпала деревянная пропитанная;

– шпала железобетонная;

– шпала металлическая.

Правда, последний вариант на отечественных железных дорогах не используется.