Вдоль по Великому, по Шелковому




За столетие до наступления новой эры в Древнем Китае произошло важнейшее событие, значение которого невозможно переоценить. Это событие оказало существенное влияние не только на дальнейшую судьбу Поднебесной, но и отразилось на всей мировой истории. По дороге, впоследствии названной Великим шелковым путем, отправился первый караван с китайскими товарами, предназначенными для продажи в иных землях. Так впервые в истории был открыт торговый канал для доставки и перевозки грузов из Поднебесной.

Это сейчас доставка из Китая товаров – дело обычное, способы перевозки разнообразные и скоростные, тогда же, в те далекие времена из видов транспорта был только лишь гужевой; караваны, состоящие из верблюдов, лошадей, ослов и мулов передвигались весьма медленно, дорога от столицы империи Сианя до восточного побережья Средиземного моря занимала около полугода. Иногда даже больше, все зависело от форс-мажорных обстоятельств на пути следования, могло случиться нападение разбойников, голод, природные катаклизмы и тогда время в пути значительно увеличивалось.

Представим себе: веренице тяжело груженных вьючных животных надо сначала пройти по пескам пустыни Гоби. Затем через горные перевалы завернуть в Хорезм (государство на территории современных Узбекистана и Туркмении с центром в Ферганской долине). В Хорезме продать часть груза – шелка, чая, бронзовой утвари – и двинуться дальше на запад, точнее, на юго-запад. Впереди – долгие остановки в Персии, в городах Леванта, пока не будет достигнута конечная цель – финикийские порты.

Там товары с каравана перегружались на корабли и морем отправлялись к флорентийским, венецианским и византийским купцам. Помимо основной ветви маршрута было и множество второстепенных, но также часто используемых – например, к берегам не Средиземного, а Черного моря. В тех краях располагалось немало греческих факторий; велась активная торговля с Закавказьем, со странами в низовьях Волги…

Древний Китай дорогами и тропами Великого шелкового пути словно сетью опутал два континента, и здесь речь идет только о сухопутных маршрутах. Существовал еще и водный путь с отправной точкой в Гуанчжоу, городе, называемом «морскими воротами» Поднебесной. И по сути Великий шелковый путь стал Великой связующей нитью – связующей дальние восточные земли и средиземноморские края. Восточную колыбель человечества с западной…