Вычертите принципиальную схему бульдозера-рыхлителя, опишите его устройство и работу, приведите основные технико-эксплуатационные данные

Вычертите принципиальную схему бульдозера-рыхлителя, опишите его устройство и работу, приведите основные технико-эксплуатационные данные

Вычертите принципиальную схему бульдозера-рыхлителя, опишите его устройство и работу, приведите основные технико-эксплуатационные данныеВычертите принципиальную схему бульдозера-рыхлителя, опишите его устройство и работу, приведите основные технико-эксплуатационные данные.

Бульдозер-рыхлитель на базе трактора Т-25.01: а — общий вид; б — рыхлительное оборудование; 1 — бульдозерное оборудование; 2 — трактор; 3 — рыхлительное оборудование; 4 — опорный кронштейн; 5 — гидроцилиндр подъема-опускания рыхлителя; 6 — гидроцилиндр изменения угла рыхления; 7- рабочая балка; 8 — буферное устройство; 9 — зуб; 10 — защитная накладка; 11 — наконечник; 12 — механизм перестановки стойки зуба; 13 — нижняя тяга.

Бульдозеры-рыхлители оснащаются одно-, и трехзубым навесным рыхлительным оборудовани­ем заднего расположения с гидравлическим управлением. Рыхлительное оборудование наве­шивают на гусеничные бульдозеры с тягача­ми класса 10, 25, 35, 50 и 75 мощностью 118. 636 кВт.

Главным параметром бульдозеров-рыхлителей является тяговый класс базового трактора. Индекс рыхлительного оборудования бульдозе­ров-рыхлителей включает две первые буквы ДП, за которыми следуют цифры порядкового номера модели и буквы, обозначающие очередную модернизацию (А; Б, В. ) и северное (С, ХЛ) исполнение оборудования. Так, например, бульдо­зер-рыхлитель в северном исполнении на базе трактора Т-330 имеет индекс ДЗ-129АХЛ а его рыхлительное оборудование в северном исполне­нии – ДП-29АХЛ. Крепление рыхлителей осуще­ствляется к остову базового трактора или к корпусу его заднего моста.

Бульдозеры-рыхлители применяют для предва­рительного послойного рыхления и перемещения плотных каменистых, мерзлых и скальных грунтов при устройстве строительных площадок, рытье котлованов и широких траншей, а также для взламывания дорожных покрытий. Разрушение грунтов и пород происходит при поступательном движении машины и одновременном принудитель­ном заглублении зубьев рабочего органа до заданной отметки. В процессе рыхления массив грунта разделяется на куски (глыбы) таких размеров, которые удобны для последующей их эффективной разработки, погрузки и транспорти­рования другими машинами.

Рыхление производят параллельными резами по двум технологическим схемам: без разворотов у края площадки с возвратом машины в исходное положение задним ходом (челночная схема) и с поворотом рыхлителя в конце каждого прохода (продольно-поворотная схема). Челночная схема наиболее рациональна при малых объемах работ в стесненных условиях, продольно-поворотная – на участках большой протяженности. Максимальные величины глубины и ширины захвата рыхления, рабочих скоростей движения и число зубьев рыхлителя определяются тяговым классом базовой машины.

Наименьшая глубина рыхления за один проход должна на 20. 30 % превышать толщину стружки грунта, разрабатываемого землеройно-транспорт­ными машинами, в комплексе с которыми работает рыхлитель. Рыхление высокопрочных грунтов осуществляется, как правило, одним зубом.

Рабочий орган рыхлителя состоит из несущей рамы, зубьев, подвески и гидроцилиндров управления. Зубья имеют сменные наконечники, лобовая поверхность которых защищена износостойкими пластинами для защиты от абразивного износа. Для интенсификации процесса рыхления на зубья рыхлителей устанавливают уширители, которые позволяют за один проход разрушать большие объемы материала и выталкивать каменные глыбы на поверхность. Уширители обеспечивают более устойчивое движение базового трактора и работу рыхлителя, практически сплошное разрушение материала между соседними бороздами, снижение общего количе­ства проходов.

Зубья выполняют неповоротными, жестко закрепленными в карманах рамы и поворотными в плане (на угол 10. 15 ° в обе стороны) за счет их установки в специальных кронштейнах-флюгерах, прикрепляемых к раме шарнирно. Поворотные зубья способны обходить препятствия, встречающиеся в грунте.

Подвеска рыхлителя к базовой машине четырехзвенная (параллелограммная). Она обеспечивает постоянство угла рыхления зубьев независимо от величины их заглубления, что позволяет, при оптимальных значениях этого угла, осуществлять процесс рыхления с пониженными энергозатратами, повышая производительность рыхлителя и уменьшая износ наконечников зубьев.

Разрыхленный грунт перемещается бульдозерным оборудованием 1 с неповоротным отвалом. Бульдозер-рыхлитель ДЗ-116В может быть оборудован бульдозерным оборудованием ДЗ-109Б с поворотным отвалом и универсальной рамой для навески корчевателя и кустореза, а также комплектом сменных уширителей. У бульдозера-рыхлителя ДЗ-94С на базе трактора класса 35 (рис. 10, б) рыхлитель с четырехзвенной подвеской может быть оснащен одним, двумя и тремя сменными поворотными зубьями, установленными в поворотном устройстве 10. Рых­ление может производиться одним средним зубом, двумя симметрично поставленными (или всеми тремя) в зависимости от физико-механических свойств грунта и заданных ширины и глубины рыхления. На средний зуб устанавливается буферное устройство 11 при работе рыхлителя с трактором-толкачом того же класса, что и базовый трактор.

Бульдозеры-рыхлители имеют наибольшую ши­рину захвата (при трех зубьях) 1780…2140мм и рыхлят грунты высокой прочности на глубину 0,45…1,4м. Производительность навесных рыхлителей на грунтах IV…V категории 60. 150 м 3 /ч, средняя рабочая скорость движения 2,5…5км/ч.

Эксплуатационная производительность (м 3 /ч) навесного рыхлителя.

где V – объем грунта, разрыхленного за цикл, м 3. Т ц – продолжительность цикла, с, К в – коэффи­циент использования машины по времени.

где В – средняя ширина полосы рыхления, зависящая от числа, шага и толщины зубьев, угла развала (15. 60 ° ) и коэффициента перекрытия (0,75. 0,8) резов, м; h ср – средняя глубина рыхления, в данных грунтовых условиях, м; l – длина пути рыхления, м.

При челночной схеме работы рыхлителя.

где р и х – скорости движения машины соответственно при рыхлении и холостом (обрат­ном) ходе, м/с; t c – время на переключение передачи (t с 5 с); t o – время на опускание рыхлителя (t o = 2. 5 с.

При разработке участка продольными прохода­ми с разворотами на концах к времени цикла добавляется t p – продолжительность разворотов трактора в конце участка, а время холостого хода исключается.

Дальнейшее развитие навесных рыхлителей идет в направлении создания машин повышенной единичной мощности, улучшения параметров оборудования, повышения эффективности работы, износостойкости, надежности и срока службы наконечников зубьев, гидрофикации перестановок зубьев рабочего органа, создания рабочих органов, активно воздействующих на разрыхляе­мый грунт с помощью удара, взрыва, вибрации и т. п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector