Вслед за первым АСМ и без лихачества

Вслед за первым АСМ и без лихачества

Вслед за первым АСМ и без лихачестваВслед за первым АСМ и без лихачества. АСМ типа ЦН-15 от ЛОМО-АВМ.

Про ЦН-15 есть интересная статья, написанная коллегой idg29 на одном форуме.

ЦН-15, АСМ-1 И ДРУГИЕ РАННИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ.

Очень распространенная в конце 40-50-х годов насосная ассенизационная машина ЦН-15 на шасси ЗИС-5 состояла из цистерны, промежуточного бачка (отстойника), четырехходового крана, маслоуловителя, вакуумного насоса и коробки отбора мощности. Цистерна изготавливалась из листовой стали, имела цилиндрическую форму и сферическое днище. Для предохранения от коррозии, вызываемой ядовитым содержимым, внутренняя её поверхность покрывалась асфальтовым лаком, а наружная масляной краской. Внутри цистерны имелись перегородки для гашения гидравлических ударов от волн, возникающих при движении.

Для удобства внутреннего осмотра и ремонта цистерны ее снабжали горловиной большого диаметра, а для облегчения выгрузки устанавливали на шасси с некоторым уклоном назад. В нижней части заднего днища цистерны имелся заборный патрубок с ножевым затвором, служивший для присоединения приемного шланга забора и слива отбросов, очистки от густых осадков и промывки цистерны. Для забора жидких отбросов из выгребных ям использовали прорезиненный гофрированный шланг. Сбоку машины устанавливался ящик и кронштейны для укладки и крепления этого шланга в транспортном положении. Сзади цистерны имелось смотровое стекло для контроля за наполнением. Промежуточный бачок, служивший отстойником для твердых и жидких частиц, отсасываемых вместе с воздухом из цистерны, представлял собой цилиндрический пустотелый сосуд с входными патрубками и спускным краном. Отсасываемый из цистерны воздух, попадая в промежуточный бачок, резко терял скорость и менял направление движения, что способствовало выпадению в осадок находящихся в нем твердых частиц. Четырехходовый кран, соединяющий цистерну со всасывающим или напорным патрубком вакуумного насоса, имел три положения: нейтраль цистерна отключена от насоса, наполнение цистерна соединена со всасывающим патрубком, и опорожнение цистерна соединена с напорным патрубком насоса.

Маслоуловитель устанавливали между четырехходовым краном и напорным патрубком вакуумного насоса. Шиберный вакуумный насос создавал разрежение в цистерне. Коробка отбора мощности обеспечивала насосу привод и соединялась с ним карданным валом. Работа ассенизационного автомобиля ЦН-15 выглядела так: машина подъезжала к выгребной яме, водитель снимал шланг для забора фекалий, присоединял его к цистерне и опускал приемный конец в яму. Затем открывал ножевой затвор, а четырехходовый кран ставил в положение заполнение , вследствие чего цистерна соединялась со всасывающим патрубком вакуумного насоса. Затем водитель включал коробку отбора мощности. Насос отсасывал из цистерны воздух, и она наполнялась. Наполнение контролировали через стекло, и когда цистерна была полна, ножевой затвор закрывали, коробку отбора мощности отключали, а четырехходовый кран ставили в нейтральное положение. Водитель укладывал приемный шланг на кронштейн или в короб, и машина везла отбросы к сливной станции или загородные поля орошения , точнее ассенизации. Поля орошения (ассенизации) тема для целого научного реферата. На памяти автора такие поля находились за поселком Косино. Там, где теперь расположился жилой район Жулебино.

Кроме насосных в 30-40-е годы производились и безнасосные ассенизационные машины на шасси ГАЗ-ММ и ЗИС-5. Они не имели вакуум-насоса, коробки отбора мощности, промежуточного бачка и маслоуловителя. Четырехходовый кран был заменен трех- или двухходовым краном. На выхлопной магистрали двигателя ассенизационного автомобиля АСМ-1 на шасси ЗИС-5 дополнительно устанавливалась газоотборная коробка с заслонкой и искрогасителем. Цистерна АСМ-1 наполнялась за счет разрежения во всасывающем коллекторе двигателя при его работе, а опорожнение за счет давления в выхлопной системе. Очень небольшое количество ассенизационных машин было построено и на шасси ЯАЗ. Практически все они были безнасосными, однако успешно работали в Ленинграде, Киеве и других крупных городах.

Также от себя хочу добавить, что в 40-е годы АСМ на базе ЗИС-5 и УралЗИС-355 называли АСМ-1.

Мысль о приобретении моделей ЛОМО-АВМ появилась давно, но постоянно откладывалась в долгий ящик. И вот свершилось несколько моделей этого производителя из Санкт-Петербурга теперь в моей коллекции. Сегодня покажу одну из них. Более того, еще более давно хотелось приобрести не просто модель ЛОМО, а вообще какой-нибудь ассенизационный автомобиль. Таким образом, были убиты два зайца. Третий заяц — вообще хоть какая-нибудь надстройка на ЗИС-5. Модель моей АСМ не очень отличается от таковой, показанной коллегой lischita в его очень подробном и интересном посте.

Традиционно для начала — общий вид спереди: Перегородка между стеклами выглядит толстой и грубой. Зеркала заднего вида нет — похоже, это минус всех моделей ЛОМО. Подножки имеют хоть и простой, но рельеф: Минусов хватает и тут. Первыми в глаза бросаются крашеные серебрянкой фары головного света. Решетка радиатора — не травленая сеточка, а просто отлитое сеточкой рифление. Об искажениях геометрии передка уже говорил в своих постах коллега avianikitoss . Отверстие под кривой стартер — несквозное. Жутко не хватает ГРЗ, а его надо бы (ниже бужет понятно, почему): Вид сверху: Длиннобазная модификация ЗИС-5 — ЗИС-12 — выпускалась недолго, но поставить ее рядом вполне закономерно: Кабины и оперение моделей имеют достаточно отличий: ЗИС-5 от ЛОМО-АВМ рядом с ЗИС-12 от MiniClassic. Вид слева. Конструктивно моя модель от модели коллеги lischita отличается только базой (ЗИС-5В у его модели и ЗИС-5 у моей). Переднее колесо: В салоне ничего краской не выделили:-(. Ручки дверей на моделях ЛОМО отдельными деталями не делают: Заднее колесо: Во время войны модель ЗИС-5 упростили, она получила обозначение ЗИС-5В. Соответственно, поставил вместе: ЗИС-5 от ЛОМО-АВМ и учебный ЗИС-5В от MiniClassic.

Вид сзади. Горловина и люк над ней простые, но своим видом не отталкивают: На раме есть и прицепное устройство. Фара сзади, как и спереди, покрыта серебрянкой. Смотровое стекло (вытянутая вертикакльная плашка под фарой) позади цистерны на моей модели имеется в наличии — тоже серебрянка. Заборный шланг, как уже говорилось в предыдущем посте про АСМ. — из металлической пружинки. На лючке, из которого выходит вышеупомянутый шланг, сымитирован шиберный вакуумный насос с рукояткой. Но самое главное — на бочке сзади нанесена декаль с номером, что мне, например, весьма импонирует (и никак не понятно, отчего его не продублировали на привычных местах): Самый массовый автомобиль 30-х годов не поставить рядом было бы грешно: ЗИС-5 от ЛОМО возле ГАЗ-АА от НАП.

Вид справа в профиль. В кабине все черным-черно. Также на моей машинке запасное колесо установлено между кабиной водителя и цистерной, а не с левой ее стороны. Видна странная дыра под луврами на капоте: : ЦН-15 в названии модели это центробежный насос производительностью 15 л. Именно этим, в частности, различаются модели в своих названиях. Вот уж не знаю, имеет ли моя модель те отличия от первой АСМ, что указаны у меня под первым катом, но внешне ничего такого не видно: Еще нюанс: нет кожуха-пенала для укладки шланга забора и слива отбросов с лопатой поверх него (здесь он, по-видимому, установлен на кронштейнах). Уместно поставить эту АСМ и с моделью еще одного завода-изготовителя грузовых автомобилей той эпохи — тяжелым пятитонным ярославским грузовиком ЯГ-6: ЗИС-5 от ЛОМО-АВМ и ЯГ-6 от Волчанецкого.

Вид на модель снизу: Да, в двигатель также вкручен мешающий сильно радоваться винт, но он не так вопиюще-назойлив, как у моделей некоторых китайских производителей: Ни один винт, в общем-то, восприятию модели не вредит: На улице 30-х годов: И еще: Впопыхах забыл трехчетвертные фото. Исправляю.

PS: ко всему прочему, продавец отдал мне машинки практически по заводским ценам, плюс еще по сто рублей с каждой модели скинул. За что большое человеческое спасибо. К постскриптуму прицеплю фото коробочки с моделью в состоянии поставки: Дополнительно прикручена к подставке пищевой пленкой. К слову сказать, смоляные модели наподобие СарЛаб, бывшей TechnoExclusive или ALF такое испытание на экстра-защиту наверняка не вытерпели бы: И просто вид на подиуме: Единственным винтом с шайбой через пластиковую проставку модель крепилась к подставке. Но это определенно лучше, чем 2 самореза у MiniClassic: PPS: коробочка. Анфас: Вид на коробочку сзади. И обращение ЛОМО-АВМ к коллекционерам. Что призвано нести в себе белое поле слева от текста — то мне неведомо: Сверху: И стандартное обращение ко всем покупажщим мелкие товары на несколких языках на донышке: Оба боковых клапана выглядят так: Ах да, в качестве PPPS — вкладыш, прилагаемый к модели: А еще одним дополнением к посылке был вот такой вкладыш около 15х20 см. Пожарными авто не интересуюсь, но все равно приятно: В итоге могу сказать то, что меня эта модель ЛОМО порадовала. Зацепила. Своей необычностью, бытностью в недавнем прошлом трехкратной хотелкой, ну и так, вообще. Не могу еще только в толк взять, чем отличается модели типа ЦН-15 от таких же без этой надписи. Модель автомобиля: ЗИС-5 АСМ Автомобиль ассенизационный (типа ЦН-15) Период выпуска прототипа: 1930-1940 года Производитель: ЛОМО-АВМ Дата выпуска: — Краткое мнение: первый и классный ассенизатор в моей коллекции Оценка: Качество: 5 из 5. Сборка и окраска похвальны. Детализация: 4 из 7. 0,25 минусую за каждый пункт: неокрашенная оптика, отсутствие зеркала заднего вида, неокрашенный салон, неидеальное донышко. Итого: -1 балл. Декаль вроде и есть, но дублирующих номеров нету, так что плюсовать не буду. Не хваает травления. Соответствие прототипу: 3,5 из 5. Знатокам — право слова. Узнаваемость: 2 из 2. Есть. Харизма: 4,5 из 5. Достаточно харизмы, ибо говновоз. Коробочка: 2+ из 7. Плюс — за подставку и листок с информацией, а также за таковую на коробочке; остальное — в соответствии с градацией. Итого: 21,5 из 31. Вес: 182 г. Цена: 1600 рублей с рук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector