Трактор «ДТ-75»: технические характеристики

Трактор «ДТ-75»: технические характеристики

Трактор «ДТ-75»: технические характеристикиТрактор «ДТ-75»: технические характеристики.

Неутомимый труженик, ставший легендой.

Многофункциональный гусеничный трактор 3-го тягового класса «ДТ-75» выпускался, в нескольких поколениях и модификациях, с 1962 по 2009 г. в Волгограде (основное производство); и с по 1968 по 1992 г. в Павлодаре (Казахстан). За это время с конвейеров двух заводов сошли более 2 740 000 тракторов данной модели – непревзойдённый результат не только в нашей стране, но и во всём мире.

«ДТ-75» ещё «при жизни» стал легендой, оставшись на кадрах многих советских фильмов и встав в качестве памятников на постаменты в целом ряде городов. Секрет такой массовости и популярности прост: это простая, недорогая, выносливая и работоспособная машина, которую можно применять в самых разных сферах хозяйства. Однако основное предназначение «ДТ-75» – пахать и культивировать землю. Потому без него и не обходился ни один колхоз или совхоз.

ВгТЗ. Гибель титана.

Бывшие работники Волгоградского тракторного завода вспоминают, что в былые времена это гигантское предприятие работало в четыре смены, т.е. в круглосуточном режиме. При этом главный конвейер выдавал около ста тракторов за смену; экспортный конвейер – от 20ти до 25ти. Плюс к этому, оборонные спеццеха завода выпускали от 50ти до 60ти единиц БМД и БТРД в месяц.

Основной моделью ВгТЗ и базой для целого семейства гусеничных тракторов был именно «ДТ-75», запущенный в серийное производство в декабре 1963 г. Сталинградский тракторный завод стал одним из первых крупных промышленных предприятий, построенных Советским Союзом «с нуля» в 1926-1930 гг. В годы Сталинградской битвы ожесточённые бои шли непосредственно на территории завода.

ВгТЗ, переживший самое страшное военное сражение ХХ века, не пережил варварской «прихватизации» и экономических «реформ». В 90-е годы предприятие было поделено между несколькими собственниками, и за несколько лет скрытого грабежа осталось существовать лишь на бумаге.

Центральные проходные ВгТЗ.

Видимость развития и работы при этом сохранялась: конструкторское бюро продолжало «выдавать» новые модели, опытные образцы которых выставлялись на выставках; в прессу регулярно вбрасывались материалы о грядущей модернизации производства; знаменитая колоннада центральных проходных выглядела, как всегда, незыблемо и внушительно… А «из задних ворот» завода постоянно выезжали КамАЗы, загруженные тоннами мнимого «металлолома»: станков и прочего промышленного оборудования.

Сейчас ВгТЗ находится в руинированном состоянии, похожем на декорации фильмов об апокалипсисе. Волгоградские энтузиасты сделали снимки разрушенных цехов завода с квадрокоптера и опубликовали их вместе с его фотографиями после фашистских бомбардировок. Сходство потрясающее.

Обзор поколений и модификаций «ДТ-75.

Как бы то ни было, и сейчас на просторах бывшего Советского Союза продолжают исправно трудиться уже перешедшие в ранг «ветеранов» трактора «ДТ-75». Удивительно, но в глубинке можно найти насквозь проржавленные, но находящиеся в рабочем состоянии «ДТ-75» первого поколения, без буквы «М» в наименовании! Те самые, без которых не обходился ни один фильм про завершающую стадию покорения целинных земель и тому подобном. На целине «ДТ-75» стали продолжателями дела своих предшественников –«ДТ-54» и «С-80», и вслед за ними встали на постаменты памятников в обжитых районах целины.

Особенности первого и второго поколения.

«ДТ-75» 1го поколения отличается небольшой цельнометаллической кабиной, в которой угадываются очертания кабины грузовика «ГАЗ-51», и четырёхцилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем СМД-14 мощностью в 75 лошадиных сил. Соответственно, на тракторах второго поколения, запущенного в серию в 1978 году, была установлена новая, увеличенная и подрессоренная панорамная кабина, оснащённая вентиляционной установкой. Она была смещена вправо от оси трактора, а топливный бак, ранее находившийся сзади, был расположен справа от кабины и стал гораздо вместительнее. «ДТ-75В», «ДТ-75МВ», «ДТ-75БВ» – заводские наименования тракторов с новой, ассиметрично расположенной кабиной.

Наглядно: первое (справа) и второе поколение «ДТ-75» в игрушечных копиях-моделях трактора.

Надо сказать, что новые кабины, безусловно повысившие уровень комфорта механизаторов, были ими приняты не сразу. Доверие к трактору и его репутация были настолько велики, что ещё несколько лет из разных концов страны шли письма с требованием оставить в производстве «ДТ-75» 1го поколения. А новый трактор, из-за расположенного сбоку бака, иронически называли «почтальоном». Кстати, одним из аргументов было то, что с новой кабиной неудобно было опахивать лесопосадки: мешала её высота.

Однако оставаться в «почтальонском» виде трактору «ДТ-75М» было суждено все последующие годы его производства. Второе поколение данных сельхозмашин оснащалось более мощными дизелями А-41, А-41СИ мощностью 90 л./с. («ДТ-75М», «ДТ-75ДЕ»), и турбированным СМД-18Н мощностью 95 л./с. («ДТ-75Н»). На ряд «ДТ-75» павлодарского производства устанавливались моторы Д-440-21 производства предприятия «Алтайдизель» (Барнаул). Однако фактически, этот мотор является аналогичным А-41.

Что касается модификаций трактора «ДТ-75», то каждая из них была призвана повысить его эксплуатационные характеристики в конкретных специфических условиях. Коротко о каждой из них.

«ДТ-75Б» – болотоходная модификация, с увеличенной шириной гусеничного полотна и 80-сильным двигателем СМД-14НГ. Этот трактор предназначен для использования на заболоченных почвах, в частности, на торфоразработках. Конструкция была дополнена спецподдонами защиты двигателя и трансмиссии.

«ДТ-75Б» – болотоходная модификация трактора.

«ДТ-75К» – трактор для работы на крутых склонах, например, в горнодобывающей промышленности. Эта модификация оснащена системой предохранения от опрокидывания на крутых склонах. Двигатель – СМД-14МГ. Оригинально были расположены сиденья в кабине: не рядом, а друг напротив друга.

«ДТ-75С» – модификация, предназначенная для использования в качестве бульдозера. Главная особенность – могучий шестицилиндровый дизель СМД-66 мощностью 170 л./с.

«ДТ-75Н» – модернизированный вариант классического «ДТ-75М», запущенный в серию в 1984 году. Ряд конструктивных изменений, тем не менее, оставил данный вариант трактора полностью унифицированным с моделью «ДТ-75М.

«ДТ-75Д» – универсальный гусеничный трактор с дизельным двигателем А-41И мощностью 94 л./с.

«ДТ-75МЛ» – выпускавшийся с 1986 года только в Павлодаре вариант трактора, отличавшийся изменённой облицовкой моторного отсека и увеличенной по размерам кабиной, увеличившей высоту трактора с 2304 до 2923 мм.

В Павлодаре на «ДТ-75» ставили кабину собственной конструкции, ещё более высокую и просторную. На фото – модификация «ДТ-75МЛ.

Интересно, что на Павлодарском тракторном заводе были также осуществлены опыты по запуску в производство «ДТ-75М» и «ДТ-75МЛ» не на гусеничном, а на колёсном ходу.

Кстати, Павлодарский тракторный завод в эпоху новых экономических реалий постигла участь его «старшего брата». Рекорд производства был поставлен в 1984 году: 55 тысяч единиц «ДТ-75». В конце 90-х / начале 2000-х тракторное производство остановилось; завод был разделён на несколько предприятий, из которых реально работающим и дающим продукцию является трубопрокатное производство «KSP Steel.

«ДТ-75» – продолжение следует.

Официальным «наследником» самого массового гусеничного трактора стала его модернизированная версия «ВТ-90» («Волгоградский трактор-90»), которая впоследствии, в немного видоизменённом состоянии, получила торговое наименование «Агромаш-90ТГ». В серию данная машина так не пошла, и, учитывая полное разорение «ВгТЗ», перспективы её производства остаются весьма туманными. Возможно, оно будет налажено на других предприятиях концерна «Тракторные заводы». Как, к примеру, производство военной техники (БМД и БТРД), которое было перенесено из Волгограда в Курган. Тем не менее, ознакомимся в общих чертах с особенностями трактора «Агромаш-90ТГ.

Последний из семейства ДТ-75.

«Рестайлинг» основного советского гусеничного трактора произошёл уже в двухтысячные годы. «ВТ-90» . и практически он же – «Агромаш-90ТГ», является модернизированной версией «ДТ-75» . и в целом его конструкция повторяет легендарный трактор. Однако, во-первых, новая модель получила более современные двигатели.

А-41СИ-02 – усовершенствованный вариант А-41СИ Алтайского моторного завода. Этот дизель снабжён пневмокомпрессором, жидкостно-масляным теплообменником, бумажным воздухоочистителем. Мощность – 95 л./с.

Минский Д-245.5S2 – двигатель с турбонаддувом и системой промежуточного охлаждения воздуха. 110 л./с. мощности.

Sisu 44-DТA — наиболее современный (экономичный и экологически чистый, но при этом и более дорогой) мотор, который по финляндской лицензии выпускается на Владимирском моторо-тракторном заводе. Мощность – 94 л./с.

Трактор снова «перестал быть «почтальоном»: топливный бак на «ВТ-90» расположен сзади, однако он не только не уменьшился, но и увеличился на сорок литров: с 260-ти до 300 л. Гидрораспределители (основной и муфты сцепления) перенесены с передней части трактора позади кабины, возле топливного бака. Масло теперь больше не попадает в кабину.

Кабина в «Агромаш-90ТГ» стала не только просторнее, но и на порядок комфортнее. Приборная панель лишена устаревших механических рычагов и масляных трубок, им на смену пришли электрические датчики. Основное и дополнительное (пассажирское) рабочие места оборудованы гораздо удобнее; в кабине сделали вторую дверь. Капот на «наследнике «ДТ-75» стал не металлическим, а стеклопластиковым. Цвет трактора изменился с красного на синий.

«ВТ-90», он же «Агромаш-90ТГ.

С ремонтом и запасными частями нет никаких проблем: новая модель имеет полную совместимость с классическим «ДТ-75» второго поколения. Механизатор, знающий устройство предшественника, без труда может разобраться и в «ВТ-90». Ну, а теперь, собственно, об устройстве самого «ДТ-75.

Технические характеристики трактора «ДТ-75.

Как уже было отмечено, основное предназначение трактора – это работа в сельском хозяйстве. «Стихия» «ДТ-75» – пахота, сплошное культивирование полей, боронование, лущение стерни, посев и уборка сельскохозяйственных культур, снегозадержание. Однако возможность агрегатирования трактора с более чем сотней навесных, полунавесных и прицепных орудий позволяет применять его в самом широком спектре землеройных, мелиоративных и дорожных работ; на лесозаготовках; с водоотливными, сварочными и бурильными установками.

Конечно, в строительной, дорожной и промышленных сферах бульдозеры на базе «ДТ-75» не сравнится по мощности и производительности со специализированными челябинскими промышленными тракторами. Однако неприхотливый и надёжный «ДТ-75» может успешно применяться не только на селе, но и в городе, и на не обустроенных территориях, без какой-либо производственной базы.

Двигатели «ДТ-75.

Четырёхцилиндровые, четырёхтактные дизельные моторы.

СМД-14 производства Харьковского моторостроительного завода «Серп и молот». С рабочим объёмом 6,33 л. и мощностью 75 л./с. при 1,7 тыс. оборотов коленвала в минуту. Удельный расход топлива при номинальной мощности – 218г/кВт.ч. Диаметр цилиндра – 120мм; ход поршня – 140м.

СМД-18Н отличается от «14-го» наличием турбонаддува и увеличенной до 95 л./с. мощностью.

А-41 и А-41СИ . а также их аналог Д-440-21 . все – производства Алтайского Моторного завода. Мощность – 90 л./с. Диаметр цилиндров – 130 мм. Ход поршня – 140 мм. Рабочий объём цилиндров – 7,43 литра.

«ДТ-75» с эмблемой ВгТЗ в музее.

Шестицилиндровый четырёхтактный дизель.

СМД-66 (поступал с Харьковского и Белгородского моторных заводов). Рабочий объём цилиндров – 9,15 литров. Мощность – 170 л./с. Устанавливался на «промышленную» модификацию «ДТ-75С» . призванную значительно повысить производительность трактора при его применении вне сельского хозяйства. К примеру, в качестве бульдозера на строительных или дорожных работах.

Кстати, этим же дизельным двигателем оснащался ДТ-175 «Волгарь» – перспективная модель ВгТЗ, чисто сельскохозяйственного назначения, запущенная в серию в 1986 году, и уже в 1992-м «приказавшая долго жить» стараниями «реформаторов.

Двигатель на «ДТ-75» оборудован одноцилиндровым «пускачом» – пусковым бензиновым двигателем «ПД-10У» мощностью 10 л.с. с электростартером; а также сухой двухдисковой муфтой сцепления постоянно-замкнутого типа. Для прогревания двигателя перед запуском при морозной температуре окружающего воздуха на «ДТ-75» предназначен предпусковой подогреватель « ПЖБ-200 ». Мотор установлен на специальную эластичную подвеску автомобильного типа; крепится к раме трактора в четырёх точках.

Особенности конструкции «ДТ-75» и основные параметры в цифрах.

Рама трактора – сварная, состоящая из двух продольных сварных лонжеронов замкнутого прямоугольного сечения. Лонжероны соединены между собою поперечными связями-трубами. Механизмы коробки передач и заднего моста скомпонованы в едином корпусе. Задний мост снабжён двумя одноступенчатыми планетарными механизмами поворота с ленточными тормозами. Планетарный механизм способствует снижению усилий на рычагах поворотов трактора. В ходовую часть входят колёса ведущие и направляющие, поддерживающие ролики с резиновыми бандажами, 4 балансирных каретки подвески и 2 гусеничные цепи.

На архивном фото – «ДТ-75» первого поколения.

Габаритные размеры «ДТ-75» 1-го поколения – (длина х ширина х высота, в мм): 3480 х 1740 х 2304.

Габаритные размеры «ДТ-75М» (2-го поколения) – (длина х ширина х высота, в мм): 4240 х 1850 х 2705.

Ширина гусениц – 390 или 470 мм.

Агротехнический просвет – 380 мм.

Масса «ДТ-75» 1-го поколения – 5550-6050 кг конструктивная; 5840-6360 кг эксплуатационная.

Масса «ДТ-75» 2-го поколения – 6170-6740 кг конструктивная; 6640-7210 кг эксплуатационная.

Ширина колеи – 1330 мм.

Число передач переднего хода: 7 основных; 16 – с включенным ходоуменьшителем.

Число передач заднего хода: 1 основная; 4 – с включенным ходоуменьшителем.

Вместимость топливного бака: у тракторов 1-го поколения – 240 литров; второго – 260 литров.

Трансмиссия трактора «ДТ-75.

Вырабатываемая двигателем мощность передаётся на ходовую часть «ДТ-75» посредством гидромеханической трансмиссии, с использованием гидротрансформатора.

Коробка передач «ДТ-75», в едином блоке с задним мостом.

Основные элементы трансмиссии трактора следующие.

Фрикционная муфта сцепления, крепящаяся к маховику мотора. Её предназначение – передача крутящего момента к последующим агрегатам; плавное разъединение и соединение силовой установки с коробкой передач.

Механическая коробка передач, расположенная в едином корпусе с механизмом заднего моста. КПП отвечает за движение трактора на основных и технологических передачах, передним и задним ходом.

Главная передача. Размещена непосредственно в корпусе заднего моста. Состоит из конической шестерни вторичного вала КПП и ведомой шестерни механизма поворотов.

Два планетарных механизма поворотов.

Полуоси и конечные передачи бортовых редукторов, закрепленные по обеим сторонам моста.

Вал отбора мощности (ВОМ) – для передачи энергии к агрегатируемым с трактором машинам и механизмам.

Ходовая часть и управление трактором «ДТ-75.

Ходовая часть «ДТ-75» служит для преобразования энергии вращения зубчатого ведущего колеса конечной передачи в поступательное движение трактора. Весь корпус также опирается на ходовую часть, которая обеспечивает сцепление с землёй.

Основные составляющие ходовой части.

балансирующие каретки подвески.

направляющие и ведущие колеса.

поддерживающие ролики с резиновыми бандажами.

На гусеничных звеньях предусмотрены перекрытия беговых дорожек, для движения опорных катков гусеничной цепи без толчков и ударов. Подвеска отличается эластичностью и имеет сбалансированностью, поэтому трактор может передвигаться плавно даже с навесными орудиями. Каждая из 4-х кареток подвески «ДТ-75» установлена на цапфах (по 2 каретки с обоих сторон.

Каретка представляет собой тележку, составленную из внутреннего и внешнего балансиров, соединённых друг с другом осью качания. Опорные катки попарно закреплены на нижних концах балансиров, а сверху балансиры распирает рессорные пружины цилиндрической формы.

Ходовая часть трактора «ДТ-75.

Специальное направляющее колесо (в передней части; установленное на 2-х конических роликовых подшипниках) изменяет направление движения сбегающей гусеничной цепи, не давая ей при этом терять натяжение. Регулировка степени натяжения осуществляется с помощью специального натяжного механизма.

Роликов (поддерживающих) в механизме ходовой также четыре, по 2 с каждой стороны. Они направляют гусеницу при помощи ободьев и не дают ей провиснуть. Гусеница состоит из звеньев, и каждый трак является сложной стальной отливкой с 7 проушинами, сгруппированными по 3 с внешней и по 4 с внутренней стороны. Способом управления поворотами в процессе движения является затормаживание одной из гусениц, а также отключение отстающей гусеницы.

Кабина «ДТ-75». Рабочее место механизатора.

Кабина цельнометаллическая, подрессоренная, с панорамным остеклением; полностью герметизирована; оснащена системами очистки воздуха и отопления. Система воздухоочистки включается автоматически при полном закрывании двери. Отопитель гонит в кабину нагретый воздух от радиатора по воздуховоду.

В кабине трактора «ДТ-75М.

Кресло на рабочем месте механизатора регулируется по высоте; дополнительное сиденье расположено чуть ниже, и оно не регулируемое. Щётки стеклоочистителей установлены и на переднем, и на заднем стекле; стеклоомыватель предусмотрен только для переднего стекла.

Опыт эксплуатации «ДТ-75»: отзывы владельцев.

Отзывы владельцев легендарного гусеничного трактора сводятся примерно к одному: надёжность, неприхотливость, выносливость, простота в использовании и ремонте. Как выразился один из них, «если эти трактора любить, как следует смотреть за ними и на Эверест на них не лазить, то служат они вечно». Разумеется, ничего вечного на свете не бывает, и даже самая надёжная техника рано или поздно выходит из строя.

Ремонт «ДТ-75» часто производится прямо в поле.

Хотя, посмотрев, как исправно трудятся «ДТ-75» ещё 1-го поколения, с проржавленными по всей площади кабинами и корпусами в сибирской тайге и в предгорьях Киргизии, и в этом можно усомниться. Как говорится, о надёжности техники судят по её эксплуатационным срокам.

Уход за трактором «ДТ-75» состоит в регулярной смазке, своевременной и точной регулировке, замене изношенных деталей-расходников (к примеру, истёртых фрикционных накладок). Особого внимания требует гидравлика трактора. Кстати, трактора «ДТ-75» во времена СССР были опробованы на работах в знойной Африке и ледяной Антарктиде, и успешно прошли оба этих экстремальных тест-драйва.

Цена «ДТ-75» на современном рынке.

Стоимость нового «ДТ-75», т.е. «Агромаш-90ТГ», начинается от отметки в 1 950 000 рублей. Что касается рынка подержанных «ДТ-75», то он чрезвычайно обширен, предложений много. Трактор 80-х/90-х годов производства можно приобрести в ценовом диапазоне 100-200 000 рублей (есть и дешевле, но в очень «усталом» состоянии, требующие вложений); двухтысячных годов выпуска – 300-450 000 рублей.

«На все руки мастер»: и пахарь, и бульдозер.

Несмотря на свой солидный возраст, «ДТ-75» и в начале XXI века продолжает оставаться самым распространённым и популярным гусеничным трактором на просторах бывшего Союза.

Конечно, при всех достоинствах данная модель трактора сейчас всё-таки устарела и в техническом смысле, и, прежде всего, в моральном. Но спросом пользуется. Ещё бы: современные аналоги во всех отношениях лучше, но вот цена… Несоизмеримая разница! Поэтому в информационном пространстве технической и сельскохозяйственной тематики периодически и появляются сообщения о мнимом возрождении производства «живой легенды» – трактора «ДТ-75.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector