Сельхозтехника – зерноуборочый комбайн Case 8120 Axial Flow




Сельхозтехника – зерноуборочый комбайн Case 8120 Axial FlowСельхозтехника – зерноуборочый комбайн Case 8120 Axial Flow.

В Украине первые, самые новые модели зерноуборочных комбайнов 8120 из линейки американского производителя Case IH стали появляться в конце 2010 начале 2011 года, хотя в Штатах они начали работать уже 4-5 лет назад. А в украинских агропредприятиях популярными были и пока еще остаются фронтовики серии 8010. Но 8120 нечто совершенно новое Это более удобное в эксплуатации, экономичное и умное творение американских инженеров. На опыте эксплуатации этой машины в полях Днепропетровской области предприятия Агро КМР журнал Зерно выяснил, что же на самом деле представляет собой новый Case 8120 (Опубликовано в № 08.2011 г.

Зерноуборочый комбайн роторного типа 8 клас са мощности Case 8120 Axial Flow внешне выгля дит деловым и аккуратным. Скругленные совре менные формы не выходят за рамки классичес кого дизайна зерноуборочной техники. Комбайн внушает вид комфортабельной и одно временно рабочей машины премиум-класса. Внешние размеры 8х4х4 (д/ш/в) пропорциональ ны высокой мощности комбайна (420 л.с.), при этом Case 8120 обладает высокой маневренно стью, в чем можно было убедиться, наблюдая за присоединением и отсоединением жатки.

На верх комбайна, к двигателю или бункеру, лезешь, конечно, как на второй этаж. Но задняя лестница выдвигается и закрывается легко, без дополнительных усилий, так что добраться до верха нетрудно.

Двигатель производства Iveco и зерновой бункер открыты для доступа, что удобно при ежедневной эксплуатации и плановом ТО. Бункер оборудован двумя датчиками наполнения зерна. Когда зерно доходит до нижнего датчика, система сигнализирует комбайнеру о наполнении бункера на 3/4. А при полном заполнении бункера звучит непрерывный сигнал.

Двигатель оборудован компрессором, воздух из которого используется для обдувки узлов комбайна даже при заглушенном двигателе.

Два защитных пластиковых кожуха на левой стороне комбайна поднимаются легко, открывая доступ к ключевым узлам машины, в частности к подбарабанью ротора. Деки нужно менять, иногда несколько раз в сезон, в зависимости от количества видов убираемых культур, поэтому, чем легче они меняются, тем лучше. По отзывам механизатора, в 8120 доступ к подбарабанью удобен, деки легкие, менять их может один человек.

Непривычно мало ремней и цепей, вместо них работают гидравлические передачи. Это значительно снижает уязвимость комбайна при повседневной работе.

Разъемы для подключения шланга для продувки узлов вынесены сразу в несколько точек, что повышает удобство в повседневной эксплуатации.

Axial Flow это технология, которая соответствует высшим стандартам производительности зерноуборочных комбайнов при низких эксплуатационных расходах. Экономичность двигателя позволяет снизить затраты на топливо и избежать перезаправок в течение рабочего дня. Благодаря отсутствию ненадежных приводных ремней и удобству в техническом обслуживании комбайна время жатвы можно использовать с высокой продуктивностью.

На специальной защитной решетке удобно крепить подручные инструменты масляный шприц, продувочный шланг, молоток.

На внешнюю сторону комбайна вынесены кнопки по регулировке зазора верхнего и нижнего решет, хотя этим параметром можно управлять и из кабины через сенсорный экран.

В зависимости от вида культуры устанавливается базовый интервал оборотов ротора, на одну из трех передач. Более точная регулировка осуществляется в кабине, но уже в ранее заданном диапазоне.

Case 8120 оборудован самовыравнивающимся станом, под влиянием гироскопа решета находятся в строго горизонтальном положении, поэтому даже при работе на склонах хлебная масса распределяется равномерно по всему решету, благодаря чему увеличивается пропускная способность комбайна, уменьшаются потери и повышается чистота зерна.

Изнутри боковые кожухи оснащены фарами для яркой подсветки в темное время суток. Освещение также есть на решетах и двигателе.

Просторная, остекленная с трех сторон, кабина сразу располагает к комфорту. Нет ничего лишнего: два сиденья (для комбайнера и помощника), руль, цветной сенсорный русифицированный дисплей. Панель управления, оснащенная многофункциональным, но эргономичным и простым джойстиком, традиционно размещена справа. Кнопки по управлению микроклиматом, освещением, зеркалами, а также магнитола, как обычно, вынесены в верхнюю часть кабины, поскольку они используются не так часто. Под рулем две педали: блокировка дифференциала и двойной тормоз. Как правило, они не используются вообще, их функции дублируются на сенсорном дисплее.

Руль остается рулем, дополнительными органами управления не перегружен. Его главное удобство заключается в возможности настройки в трех измерениях, что позволяет комбайнеру подстроить основной орган управления комбайном так, как будет действительно удобно.

Сенсорный экран, уже ставший на новых машинах классикой жанра, русифицирован и удобен в обращении. Дисплей имеет разъем для карты памяти. Если комбайн оборудован программой динамического учета урожайности, на карту памяти переписывают данные об изменении урожайности на разных участках поля. Далее карту переносят в опрыскиватель или другую технику, которая при работе учитывает эти данные и автоматически изменяет дозы удобрений или, скажем, гербицидов на выбранных участках поля.

Под правой рукой сосредоточены все органы управления комбайном, хотя нельзя сказать, что кнопок и рычагов слишком много. Чувствуется, что над эргономикой управления поработали основательно. Высота среза жатки задается двумя величинами (кнопками), для рабочего режима и для разворота между загонами. Отдельной кнопкой регулируется выдвижение мотовила, что особенно полезно при уборке полегших культур. Если правильно настроить мотовило можно косить любую культуру с минимальными потерями , считает комбайнер Евгений Висторопский. На пульте также есть кнопки переключения в рабочий и транспортный режим, открытия/ закрытия шнека, выгрузки, изменения угла жатки и наклонной камеры по отношению к земле, стояночного тормоза, регулировки скорости ротора, вентилятора, регулировки зазоров на деках, активации автопилота. Угол горизонтального наклона жатки можно изменять в ручном (если поля преимущественно равнинные) или автоматическом режиме (при частых изменениях рельефа). При попытке осуществить ошибочную операцию (например, опустить жатку в транспортном режиме) раздается звуковой сигнал. Отдельной кнопкой регулируется реверс ротора, что экономит уйму времени при уборке тяжелых и засоренных посевов. Одно.

движение пальцем и ротор вращается в другую сторону, избавляясь от заблокировавшей его массы. Реверс жатки тоже есть, этой операцией очищается наклонная камера.

Для последователей минимальной и нулевой технологии обработки почвы в 8120 отдельной кнопкой регулируется дальность разбрасывания пожнивных остатков. Дальность устанавливается вручную в зависимости от ширины жатки, вентиляторы хорошо бросают даже на 14-метровую ширину. Разбрасывание можно и отключить, после чего комбайн будет класть солому в валок. Скорость вращения мотовила можно настроить двумя способами автоматически (коррелируется со скоростью движения комбайна) и вручную (в зависимости от состояния посева опытный комбайнер подбирает оптимальную скорость вращения мотовила.

В нижнюю часть панели вынесен вращательный рычаг для изменения передач (три передних, одна задняя), переключение с более низкой на более высокую скорость осуществляется простым поворотом рычага вправо. Основная рабочая передача вторая, при которой скорость движения по полю составляет 9-11 км/ч. Скорость движения комбайна дополнительно регулируется джойстиком. Ощущение джойстика, кстати, очень хорошее, при движении по полю сдвинуть его случайно не получится. В то же время усилие, которое нужно приложить для передвижения джойстика, не слишком большое.

По размещению кнопок джойстик в 8120 отличается от старых моделей, но привыкнуть к нему легко. Важно, что под большой палец отдельно вынесена желтая кнопка для моментальной, аварийной остановки всех функций комбайна.

Регулировка поло жения зеркал заднего вида осу ществляется из кабины, что значи тельно упрощает подготовку комбай на к жатве. Не выходя из кабины, комбайнер сразу видит, правильно ли установлены зеркала.

В кабине появился дополнительный мони тор для двух видеокамер заднего обзора (ставили дополнитель но). Камеры позволяют контроли ровать дви жение длин ной жатки при переез дах.

Эксплуатация и обслуживание.

Грандиозная 13,7-метровая жатка от американской компа нии MacDon как раз под стать роторному комбайну 8 класса мощности. Тем более что при соединить жатку к комбайну по плечу одному человеку (у ком байнера на это ушло 15 минут вместе с переодеванием в рабо чий комбинезон). Жатка фик сируется на наклонной камере комбайна одним движением рычага, при работе опирается на два колеса. При своих почти 14 м жатка не складывается, что создает определенные трудно сти при ее транспортировке, поэтому видеокамеры заднего вида крайне необходимы. Жатка MacDon одновременно является и тележкой для самой себя, рабочее и транспортное положение различаются только положением колес (параллель но или перпендикулярно фрон ту жатки). Жатка состоит из трех частей, что позволяет ей копировать неровный рельеф поля.

Как и любая машина, Case 8120 был дополнительно настроен перед работой в условиях конкретных полей в Агро КМР . Руководствуясь французским опытом, перед началом работы в секции дообмолота поставили более агрессивные (с зубьями) бичи, что улучшило обмолот всех культур.

Рабочий режим Case 8120 в Агро КМР составляет около 12 часов в день, там влажное зерно стараются не молотить. За рабочий день 8120 совмест но с 14-метровой жаткой обра батывает 120-130 га. Выгрузка зерна (длина шнека 6,4 м) проходит без оста новки комбайна, в агропред приятии используют бункер-накопитель. Полный бункер выгружается менее чем за 2 минуты, но, как правило, здесь не дожидаются, когда бункер переполнится. Логистика убор ки организована таким обра зом, что бункер-накопитель находит на поле комбайны (параллельно с 8120 еще рабо тает другой комбайн Case 2188), забирает то, что намоло тили, на краю поля перегружа ет в прицеп автомобиля и обратно едет к комбайнам. Нормальное движение по полю во время молотьбы составляет 8-11 км/ч (в зави симости от урожайности куль туры), расход топлива во время уборки 9 л/га.

Урожай убирают в офисе.

Case 8120 позволяет интегри ровать разные электронно-программные модули, в част ности программно-аппаратное обеспечение для удаленного контроля за работой комбайна. Кроме традиционной и широ ко известной функции контро ля топлива и интерактивной картограммы (позволяющей определять местонахождение комбайна в любой момент) система предоставляет воз можность видеть все (!) рабо чие параметры уборки зерна (загрузка ротора, текущая урожайность, расход топлива, ско рость вращения барабана жатки и пр.). В этом случае урожай убирают два челове ка комбайнер и наблюдатель за компьютером в офисе. Наблюдатель видит процесс уборки со стороны и сообщает комбайнеру о наиболее опти мальном распределении нагрузки на узлы комбайна в зависимости от конкретного участка поля. В день нашего приезда в компании Агро КМР как раз собирались инсталлировать описанное выше программно-аппаратное обеспечение.

Автопилот и система GPS-навигации позволяют уско рить уборку на 12-14% так считает руководство Агро КМР , которое имеет 6-лет ний опыт работы по GPS во Франции. Почему читайте в комментарии главного агро нома агропредприятия. Технически же управление по спутнику реализовано удоб но, как и другие ключевые функции. Автопилот активи руется специальной кнопкой, направление движения дета лизируется через сенсорный дисплей. В Агро КМР используют бесплатный GPS-сигнал, на уборочные нужды его вполне хватает. В 8120 удобно реализована передача управления от авто пилота к комбайнеру, сразу после касания руля комбайн вновь становится полностью управляемым человеком.

В некоторых других моделях GPS-навигации автопилот отключается через дисплей. Нужно заметить, что в начальной комплектации в Case 8120 не было оборудо вания для работы по GPS. Тем не менее комбайн пре доставляет все возможности для глубокой интеграции такого оборудования (тем более что Case предлагает собственные решения в этой области), чем в предприятии вскорости и воспользова лись.

Основной показатель для проведения ТО отметка в 250 моточасов. Именно через такой промежуток времени сервисная служба компании Новофарм (официальный дилер продукции компании Case) рекомендует менять масло, масляный и топлив ный фильтры. Изготовитель декларирует замену масля ного и топливного фильтров через 600 мч работы, но это для топлива стандарта Евро 4 и выше. Точки смазки обслуживаются комбайне ром в текущем режиме в интервалах от 100 до 600 мч работы.

Исходя из опыта работы на Case 2188, за сезон зерноубо рочный комбайн в Агро КМР отрабатывает 450-500 мч. Новый 8120 пока нарабо тал 140 мч, но впереди еще уборка рапса и подсолнечни ка. Тем не менее плановое ТО в Агро КМР будут прово дить уже по окончании уборки, что согласуется с реальными требованиями. За время сравнительно недол гой эксплуатации комбайна критических поломок не было. Относительной проблемой в начале эксплуатации было заби вание вентилятора, но доступ к его очистке простой, к тому же после обретения комбайнером опыта работы конкретно на 8120 проблем с вентилятором уже не возникало.

Комментарии практиков.

совладелец ООО Агро КМР.

До создания агропредприятия в Украине я был фермером во Франции, и в нашем кооперативе с 2005 года работал зерноуборочный комбайн Case 8110 -предшественник 8120 модели. Надежная, высокопроизводительная машина нас вполне устроила и здесь. В Украине мы тоже решили купить аналогичный по мощности Case, но уже более новой модификации 8120.

главный агроном ООО Агро КМР.

Безусловным преимуществом Case 8120 является возможность интеграции в нем программных средств. Без GPS-контроля комбайнеру непросто работать на широкозахватной жатке изо дня в день две недели подряд. Человек устает, работа идет хуже. Мы оборудовали Case 8120 фирменным программным обеспечением для работы по GPS-навигации, и теперь, поставив комбайн в загонку, комбайнер включает машину на автопилот, а сам концентрируется на более важном: следит за текущими показателями уборки на мониторе и, соотнося их с участком поля, устанавливает наиболее оптимальный режим работы тех или иных узлов комбайна. Все это позволяет сделать намолот более качественным и чистым, повысить скорость движения комбайна, а в сумме увеличить производительность. Исходя из французского опыта автопилот и система GPS-навигации позволяет ускорить уборку урожая на 12-14.

Комбайн сделан надежно, действительно для работы. Хороший, качественный металл, добротные комплектующие -уже только эти характеристики внушают доверие к Case 8120. Работаю на этом комбайне первый сезон, испытал его на 1200 тыс. га ранних зерновых, в том числе на 200 га полегшей пшеницы. И мое положительное мнение только укрепилось.

Работать на нем чрезвычайно удобно, даже если сравнивать с более ранними версиями комбайнов Case, все регулировки осуществляются непосредственно с рабочего места оператора. Обзорность кабины отличная. Автопилот позволяет концентрироваться на более важных вещах, чем ведение комбайна по кромке предыдущего покоса это текущие настройки для более качественного вымолачивания зерна. Немаловажно и то, что комбайн одинаково качественно вымолачивает зерно и когда урожай большой, и когда посевы недостаточно урожайные. Зерно получается чисто вымолоченное, так что нам даже не приходится его очищать.

Текст и фото Владимир Набок.