Сельхозтехника комбайны

Сельхозтехника комбайны

Сельхозтехника комбайныПравила продажи техники с господдержкой, установленные указом от 2.04.2015 № 146 «О финансировании в 2015 году закупки современной техники и оборудования», будут действовать и в нынешнем году. Это преду­смотрено указом от 20.01.2016 № 17. Дополнительные меры защиты внутреннего рынка заложены в постановление Совета министров от 17.03.2016 № 206, согласно которому импортные товары будут допускаться к участию в открытых конкурсах и аукционах, только если от производителей из стран — членов ЕАЭС будет подано меньше двух заявок.

Лизинг не панацея. Напомним, указ № 146 предоставляет выгодные условия лизинга техники у ОАО «Промагролизинг», получившего ресурсы от государства. Срок лизинга — восемь лет, авансовый платеж — 15 % (для организаций АПК — 10 %), вознаграждение лизингодателя ограничено 2 % годовых, возмещение инвестиционных расходов лизингодателя — 7,5 % годовых (для организаций АПК — без возмещения процентов). К участию в программе допускаются производители техники из стран — членов ЕАЭС, список которых утвержден Минпромом.

По данным ОАО «Промагролизинг», в рамках реализации указа были заключены договоры с 449 предприятиями, в том числе агропромышленного комплекса, на передачу в лизинг 2141 единицы техники и оборудования общей стоимостью 1598,9 млрд руб. Спросом пользовались грузовые автомобили и автобусы ОАО «МАЗ», тракторы «Беларус», сельхозтехника ОАО «Гомсельмаш», ОАО «Бобруйскагромаш», ОАО «Мозырский машиностроительный завод», дорожная и коммунальная техника «Амкодор». На 1 января 2016 года предприятиям отгружено 1953 единицы современной техники и оборудования на 1408,8 млрд руб.

Однако государственная поддержка не помогла удержать на прежнем уровне спрос на внутреннем рынке, а следом за ним и производство. Так, по данным Белстата, в 2015 году в стране было выпущено 34,3 тыс. тракторов для сельского и лесного хозяйства (против 52,2 тыс. в 2014-м и 71 тыс. в 2012-м). В 2016-м тенденция имеет все шансы сохраниться: в январе — феврале произведено 5,9 тыс. машин. Если темпы производства останутся на том же уровне, общее количество выпущенных тракторов будет сравнимо с прошлогодними показателями.

Экспорт падает. В прошлом году за рубеж было продано 30 тыс. тракторов, что на 27,1 % меньше, чем в 2014-м. В денежном выражении падение еще заметнее (-37,7 %), средняя цена просела на 14,6 %. Последнее может быть связано как с девальвацией национальной валюты, что позволило удержать более низкие цены на внешнем рынке, так и с изменением структуры экспорта в сторону более дешевой продукции. В частности, об увеличении объемов экспорта в 2015 году отчиталось входящее в холдинг МТЗ ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», которое занимается в основном производством маломощных, а значит, недорогих машин.

На этом фоне лучше всего выглядит динамика экспорта зерноуборочных комбайнов. В 2015 году за рубеж было продано 466 единиц, или на 15,6 % больше, чем год назад. Правда, разочаровывает финансовый результат: выручка снизилась на 45,5 %, а средняя цена — на 52,9.

В целом же объемы продаж машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур в минувшем году достигли 12 тыс. единиц на сумму свыше 118 млн долларов. По сравнению с 2014-м поставки в количественном выражении снизились на 24,5 %, а их стоимость упала на 54,4 %. Средняя цена уменьшилась почти на 40 %. Еще на 130 млн долларов поставлено машинокомплектов и запасных частей.

Снизился и экспорт сельскохозяйственных машин для обработки почвы — с 11 тыс. до 9 тыс. штук, или на 11,2 %, при падении выручки до 14,4 млн долларов, или на 31,4 %, и средней цены на 22,4 %. Тем не менее этот сегмент экспорта сельскохозяйственного машиностроения продемонстрировал наименьшие темпы падения.

По всем позициям основная доля поставок пришлась на страны СНГ, а среди них — на Россию.

Россия — в тренде. Ситуация на российском рынке складывается неоднозначно для белорусских производителей. С одной стороны, в прошлом году они смогли нарастить свою долю по ряду ключевых позиций, с другой — продали меньше машин и по более низкой цене. Поставки почвообрабатывающей техники и техники для внесения удобрений остались на уровне 2014 года, а комбайнов и тракторов — сократились. Впрочем, значительная часть техники, продаваемой на рынке РФ, поступает не в готовом виде, а собирается на месте из белорусских машинокомплектов.

В 2015 году российский рынок сельхозтехники продолжил падать. Рынок тракторов сузился на 39,2 % (до 26 852 штук) по сравнению с 2014-м, говорится в отчете компании «АСМ-Холдинг». Заметнее всего упали продажи импортных тракторов — в 2,4 раза, до 5814 штук. Уменьшился и импорт подержанных машин — на 23 %, до 2791 единицы. Кроме того, сократились продажи западных «иномарок», собранных на российских заводах, — на 34,7 %, до 1473 штук. При этом продажи МТЗ российской сборки снизились только на 4,6 %, до 2455 единиц.

Самую большую долю на рынке сохраняют белорусы. На импортированные в Россию и собранные на месте отечественные трактора приходится более 52 % рынка, на новые «иномарки» — 27,2 %. Доля российских производителей — только 9,7 %. По сравнению с 2014 годом белорусское присутствие на рынке тракторов увеличилось на 5.

По итогам прошлого года рынок зерноуборочной техники сузился в меньшей степени — только на 6 %, до 5098 штук. Доминирующее положение в этом сегменте занимают российские производители. Они даже увеличили продажи — на 6,2.

Как и в случае с тракторами, из-за девальвации пострадал прежде всего импорт, номинированный в твердой валюте: продажи упали на 2,3 %. За год доля белорусских комбайнов (импорт + местная сборка) увеличилась с 26,3 до 28,2 %, однако в количественном выражении продажи отечественной техники остались практически на том же уровне — 1438 комбайнов, из них более тысячи — машины, собранные в России.

Намного активнее был рынок прицепной и навесной техники. В отличие от тракторо- и комбайностроителей российские производители такой техники в полтора раза увеличили объемы выпуска по некоторым позициям. Например, борон произведено на 52,7 % больше, сеялок — на 15,3, плугов — на 18,4 %. В целом доля российских марок на местном рынке возросла с 58,1 % в 2014 году до 63,9 % в 2015-м. В минувшем году импорт сельхозмашин в РФ в количественном выражении сократился только на 7 %, зато в стоимостном потерял 48.

В наибольшей степени снизились поставки машин производителей первого эшелона — AGCO, Case New Holland, John Deer: зафиксировано падение в полтора-два раза. С другой стороны, немецкие компании, имеющие в РФ сборочные производства по выпуску навесной и прицепной техники, увеличили продажи. В количественном выражении приросли и Krone, и Claas, и Horsch. Правда, в деньгах они все равно потеряли.

Российский потребитель стал больше ориентироваться на качественную, но недорогую технику и выбирать, возможно, менее совершенные машины в линейках производителей. Показательно, что по навесной и прицепной технике свою долю в импорте из-за пределов EAЭС нарастила Польша, производители которой взяли за основу как раз баланс между ценой и качеством.

В целом сегмент навесной и прицепной техники развивается несколько стабильнее, чем рынок дорогостоящих тракторов и комбайнов. Это связано и с меньшей ценой такой техники, и с тем, что она оказывает непосредственное влияние на производственные результаты. Впрочем, и в данном сегменте девальвация российского рубля ограничивает возможности по сбыту техники производителей из США и Западной Европы. Дополнительным фактором стало ограничение доступа к западным кредитам как вследствие снижения курса национальной валюты РФ, так и ввиду санкций ЕС против России.

Оказывает влияние на рынок сельскохозяйственной техники в РФ и снижение мировых цен на сельхозпродукцию. Производители и экспортеры зерна уже не располагают значительными ресурсами, необходимыми для частого обновления парка машин. Цены на сельхозпродукцию, номинированные в российских рублях, как правило, остаются либо стабильными, либо повышаются, в итоге местные производители получают серьезное преимущество. К тому же правительство РФ время от времени инициирует программы поддержки, субсидируя покупку российской техники.

Сокращение объемов российского рынка сельхозтехники происходит в рамках мирового тренда. В 2015 году на фоне резкого падения цен на основные виды сельхозпродукции продажи техники снизились на 7—10 %. Дополнительным фактором, повлиявшим на оценку мирового рынка сельхозмашин, стало укреп­ление доллара. Так, в годовых отчетах John Deere и AGCO указали падение выручки примерно на 20 % (для сравнения: объемы продаж немецкой компании Claas практически не изменились.

Однако главным фактором, особенно для ведущих мировых производителей, является все-таки снижение доходов фермеров. Например, в 2015 году в США выручка аграриев упала с 90,5 млрд до 56,4 млрд долларов. Аналогичная ситуация наблюдается во всех развитых экспортно ориентированных регионах, которые были основными потребителями продукции лидеров мирового сельхозмашиностроения.

Пессимизм нарастает. В этом году предпосылок для существенного роста цен на сельскохозяйственную продукцию нет, следовательно, рынок техники тоже вряд ли расширится. Накануне опубликования квартальных отчетов некоторые компании уже сообщили о том, что им не удалось выполнить прогнозы аналитиков: выручка будет ниже, чем ожидалось. Бизнес-барометр Европейской ассоциации машиностроителей также показывает плохую погоду. За три месяца доля производителей, которые ожидают снижения продаж в ближайшие полгода, увеличилась с 27 до 34 %, а расценивающих ситуацию как неблагоприятную — с 36 до 43.

Вместе с тем можно ожидать, что темпы сокращения мирового рынка сельхозтехники в 2016 году замедлятся. Рынок близок к своему дну и в нынешнем году должен стабилизироваться. Отчасти этому будет способствовать рост спроса в развивающихся государствах, например в Китае, Индии и других странах Азии, а также в Африке, АПК которых ориентирован в основном на удовлетворение внутренних потребностей. Сельское хозяйство в этих государствах механизировано слабо, а значит, потенциал для роста продаж техники весьма велик.

Неслучайно именно в кризисном 2015 году AGCO запустила новые производственные мощности в Китае, в них было инвестировано порядка 300 млн долларов. К слову, AGCO, один из главных брендов корпорации Massey Fergusson, представила Global Series своих тракторов. В рамках серии предполагается выпуск максимально упрощенных машин, которые будут комплектоваться двигателями, в том числе Stage II и Stage III. Global Series ориентирована на потребителей с ограниченными финансовыми возможностями, прежде всего из Азии и Африки. На развивающихся рынках эти трактора будут конкурировать, в том числе, с белорусскими машинами, не говоря уже о соперничестве с китайскими или индийскими компаниями.

В 2016 году российский рынок сельхозтехники, скорее всего, продолжит двигаться вслед за мировым. Темпы падения продаж снизятся, положение на рынке начнет стабилизироваться. Доля производителей из стран ЕАЭС возрастет. Техника западных марок останется очень дорогой для российского агрария. Сыграют свою роль и меры государственной поддержки. Законом о федеральном бюджете на 2016 год заводам — производителям сельхозтехники предусмотрено выделить 1,6 млрд рос. руб. в качестве субсидий. Судя по прогнозу развития рынка сельхозтехники в РФ в 2016 году, дополнительные средства в размере 10 млрд рос. руб. из федерального бюджета позволят хозяйствам приобрести порядка 20 тыс. единиц новой техники.

АКЦИИ. ГАИ проводит в Минске 15-21 ноября комплекс мероприятий Скорость . В эти дни в городе будут постоянно работать автомобильные патрули ДПС со скоростемерами. Кроме того, такие приборы будут установлены на дорогах. В каждом районе также будут дежурить экипажи ГАИ на автомобилях стандартного исполнения. Основная цель операции — профилактика нарушений скоростного режима.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector