Сельхозтехника и трактора

Сельхозтехника и трактора

Сельхозтехника и трактораТракторы «Сталинец-60» и «Сталинец-65.

1 июня 1933 года из ворот Челябинского тракторного завода, вышла первая партия мощных гусеничных тракторов «Сталинец-60» (С-60) общего назначения. На тракторе был установлен карбюраторный двигатель мощностью 60 л.с (44,2 кВт), работавший на лигроине. Трехскоростная коробка передач позволяла получать скорость от 3 до 5,9 км/ч и развивать мощность на крюке 36,8 кВт. Прототипом трактора послужил американский трактор «Катерпиллар-60» одноимённой фирмы. Трактор выпускался до 31 марта 1937 года.

А затем его сменил на конвейере дизельный трактор С-65.

«1. Двигатель и трактор в целом работоспособны и надежны в длительной эксплуатации.

2. По своей экономичности дизель М-17 не уступает лучшим заграничным образцам.

3. При испытании не обнаружено таких дефектов, которые могли бы служить основанием для задержки ведущейся подготовки массового производства представленных на испытание моделей.

Общий вид трактора С-65.

Эти строки из акта испытаний трех экспериментальных советских тракторов «Сталинец»-65 с дизелем М-17, подписанного представителями НАТИ, Наркомзема и Челябинского тракторного завода, означали, что громадная работа, проделанная конструкторами, технологами, исследователями, завершилась успешно. Благоприятный исход испытаний, проводившихся с 1 августа по 23 ноября 1936 года в Жердевской МТС Воронежской области, позволил Советскому Союзу первому в мире приступить к массовому производству дизельных тракторов.

Преимущества дизеля очевидны — он работает на более дешевом топливе, имеет более высокий к.п.д. и ряд других достоинств. Вспашка 1 га подобной машиной значительно дешевле, чем трактором с двигателем работающим на лигроине. Но чтобы получить эти выгоды, нужно было решить ряд труднейших вопросов. Во-первых, дизель из-за высокой степени сжатия всегда оказывается тяжелее карбюраторного двигателя. Во-вторых, больших усилий требует разработка надежной топливной аппаратуры, которая должна изготовляться поистине с ювелирной точностью. Ведь каждый цикл за 0,002-0,005 с под давлением около 100 атм в цилиндр впрыскивается от 0,1 до 0,3 г топлива. Чтобы сделать это, зазор, образуемый иглой-распылителем, должен быть от 60 до 90 мк, а точность ее изготовления составить доли микрона.

Впервые быстроходный транспортный дизель демонстрировался фирмами «Даймлер-Бенц» и «МАН» в 1924 году на Берлинской и Амстердамской автомобильных выставках. В 1930 году дизелями начинают заниматься в Англии, США и некоторых других странах. Успешное развитие событий за рубежом находит отклик и в Советском Союзе.

По докладу Союзнефти 15 октября 1930 года выходит постановление ЦК ВКП(б) о внедрении дизелей в автотракторный парк страны. В это же время Совнарком СССР поручает Наркомтяжпрому организовать международный конкурс — испытание дизелей. Испытания под председательством известного советского двигателиста профессора Н. Бриллинга, проходили с 10 июля по 20 сентября 1934 года на полях учебно-опытного совхоза №2 при станции Верблюд, в 60 км от Ростова. В соревнованиях участвовало 17 тракторных двигателей из Англии, Венгрии, Германии, СССР, США и Швеции. Опыт, почерпнутый советскими специалистами в этом конкурсе, позволил подвести черту под раздумьями, поисками и экспериментированием и наметить конкретные сроки организации у нас промышленного производства дизелей.

Трактор С-65 буксирует повреждённый танк Т-34-85. Осень 1944 г.

В конце января 1935 года, выступая на VII Всесоюзном съезде Советов, Г. Орджоникидзе говорил о необходимости в кратчайший срок перевести тракторы ЧТЗ на дизели. В начале апреля на ЧТЗ состоялось техническое совещание, образовавшее дизельную комиссию. Работу намечалось вести в двух направлениях: конструирование дизеля и подготовка завода к реконструкции. Собственно, проектирование двигателя началось уже в феврале, конструкторов ЧТ3 возглавлял В. Ломоносов, НАТИ — А. Лебедев.

Группа работников ЧТЗ — Э. Гуревич, К. Митревич, М. Храпков и другие выезжают в это время в Америку для заказа оборудования и переговоров с фирмой «Катерпиллер» о техническом сотрудничестве. Оборудование они заказали, а вот переговоры с президентом фирмы Хайкоком закончились безрезультатно. Планируемое в СССР производство дизельных тракторов в несколько раз превышало выпуск «Катерпиллеров», и это, конечно, очень беспокоило Хайкока. Он считал, что советские специалисты в конце концов и сами наладят выпуск дизелей, но затратят несравненно больше средств и времени, чем при техническом содействии «Катерпиллера». А это очены важно для фирмы, поставляющей большую часть своей продукции за рубеж и опасающейся конкуренции.

В начале 1935 года на основе 2 опытных образцов конструкторской группы ЧТЗ и НАТИ был создан дизель-мотор М-75, а в апреле этого же года начало работу специальное производство, возглавляемое опытнейшим инженером Элизаром Гуревичем. В Челябинске к началу мая в производство начали поступать первые чертежи.

Уже к 15 июля дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, явившийся «потомком» моторов М-13 и М-75, был собран, к 1 августа он прошел предварительные испытания, а 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 с новым мотором совершил первый 15-километровый пробег на площадке завода.

Кроме дизтоплива, М-17 работал на смеси автола с керосином, легко заводился в 30-ти градусные морозы от пускового бензинового 20-ти сильного двигателя, имевшего ручной и автомобильный электростартеры. Одновременно с прокручиванием дизеля прогревались его система охлаждения и всасывающий тракт. Трехскоростная коробка передач обеспечила скорость до 7 км/ч.

Одно из требований, предъявленных при разработке М-17, состояло в том, чтобы его установка на С-60 не вызывала бы больших переделок трактора. Конструкторы дизеля успешно справились с этой задачей. Непосредственно в трактор они внесли минимальные изменения.

Так как дизель давал 850 об/мин, а лигроиновый двигатель 650 об/мин, то, чтобы сохранить скорость движения, они увеличили передаточное отношение в конечной паре коробки скоростей. Для наилучшего распределения веса трактора по опорной поверхности в гусеницу добавили одно звено, топливный бак разместили за двигателем. Немного шире стал радиатор. Сверху двигатель закрыли капотом, а сбоку сделали съемные стенки.

Испытания выявили и некоторые слабые места дизеля — коксование поршневых колец, растрескивание и вы плавление баббита, недостаточную мощность пускового двигателя. На его доработку затратили несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представляется на утверждение НКТП. В марте с конвейера сошли последние тракторы С-60 с лигроиновыми двигателями, почти два месяца он бездействовал, а 20 июня в 3 ч 15 мин ожил вновь — с него сошел первый дизельный трактор С-65. То, чего так боялся мистер Хайкок, произошло в феврале 1938 года — первая партия С-65 в количестве 60 штук была отправлена на экспорт. А мировое признание к С-65 пришло еще до того, как он был поставлен на массовое производство. В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов советского раздела был и собранный на опытном заводе С-65. Он удостоился высшей награды выставки — «Гран-при.

С трактора С-65 началась дизелизация тракторного парка страны. Успех, пришедший к советским конструкторам в 1937 году, позволил нашей стране спустя 20 лет первой в мире перевести на дизель всю тракторную промышленность.

Также отметим ещё одну версию «Сталинцев» — газогенераторную. В мае 1936 года в Челябинске организуется экспериментальное конструкторское бюро по газогенераторным тракторам во главе с В. Маминым — сыном известного изобретателя. В 1936 году бюро внедрило в производство газогенератор Декаленкова — Д-8, приспособив его к трактору С-60, всего их было выпущено 264 штуки. Когда С-60 сняли с производства, то на С-65 установили более совершенный генератор НАТИ Г-25, который по сравнению с Д-8 давал лучше очищенный и охлажденный газ. За счет повышенного качества газа двигатель развивал большую мощность. Кроме того, генератор НАТИ мог работать на более влажных чурках. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7365 газогенераторных тракторов СГ-65.

После войны газогенераторостроение сошло на нет. Тракторы с причудливыми башенками стали быстро исчезать, однако они позволили сэкономить немало жидкого топлива в самое трудное для страны время.

Основное назначение тракторов С-60 и С-65 было: работа с прицепными с/х машинами, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. Тем не менее, с началом ВОВ и тяжёлых потерь первого периода, большинство тракторов было изъято из с/х. В Красной Армии тракторы использовались для буксировки орудий большой мощности, в частности на дошедших до нас фотографиях очень часто можно встретить «Сталинцы» со 152-мм орудиями МЛ-20. Большое количество тракторов досталось и немцам, в качестве трофеев, которые использовали их для бускировки орудий средних и крупных калибров.

Фотографии трактора С-60.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector