Сельскохозяйственные грузы и организация дорожного движения при сельскохозяйственных перевозках




Сельскохозяйственные грузы и организация дорожного движения при сельскохозяйственных перевозкахСельскохозяйственные грузы и организация дорожного движения при сельскохозяйственных перевозках.

Сельскохозяйственные грузы и организация дорожного движения при сельскохозяйственных перевозках.

1. Сельскохозяйственные грузы.

2. Механизация погрузочно-разгрузочных работ.

3. Классификация дорог.

4. Организация дорожного движения.

5. Особенности вождения в тяжелых дорожных условиях.

1. Сельскохозяйственные грузы.

Классификация грузов. Сельскохозяйственные грузы классифицируют по физико-механическим свойствам, по степени возможного, использования грузоподъемности транспортных средств, по способу-(возможности механизации) погрузки-разгрузки и по сезонности, срочности и массовости перевозок.

По физико-механическим свойствам различают твердые, жидкие (полужидкие) и газообразные грузы. Большинство сельскохозяйственных продуктов относится к твердым грузам. При неудовлетворительной организации перевозок, неправильной погрузке-разгрузке продукты подвергаются загрязнению и порче, теряют: свои питательные или семенные качества.

По степени опасности грузы подразделяют на 7 групп: 1) малоопасные; 2) опасные горючие (бензин, керосин, нефть и пр.); 3) опасные пылящие и горючие (цемент, известь и т. п.); 4) опасные 1 обжигающие жидкости (кислоты, каустик, жидкие химикаты и т. п.); 5) баллоны со сжатым газом; 6) опасные по габаритным размерам; 7) особой опасности (взрывчатые вещества, отравляющие газы и т. д.

По размерам грузы делят на габаритные. крупногабаритные нестроительные (от 2,5 до 3,8 м по высоте, от 2 до 2,5 м по ширине или более 3 м по длине), негабаритные (превышающие указанные размеры или выступающие за задний борт или край платформы более чем на 2 м); по массе — на нормальные , тяжеловесные (упакованные или штучные грузы с массой одного места свыше 250 кг и катные грузы с массой свыше 500 кг) и легковесные (имеющие малую массу при большом объеме.

По степени возможного использования грузоподъемности транспортных средств различают 5 классов грузов: I класс — коэффициент возможного использования грузоподъемности 1,0; II класс коэффициент от 0,99 до 0,71, в среднем (для расчетов) 0,85 ; III класс коэффициент от 0,70 до 0,51, в среднем 0,60; IV класс — коэффициент от 0,50 до 0,41, в среднем 0,45; V класс — коэффициент от 0,40 до 0,30. В зависимости от класса груза установлены тарифы на их перевозку.

Большинство массовых сельскохозяйственных грузов (зерно, кукуруза, сахарная свекла, картофель, овощи) относится ко II или III классам, а сено, солома, хлопок-сырец, силос к IV или V классу. Перечень грузов с указанием, к какому классу они относятся, приводится в справочниках.

По возможности механизации погрузки-разгрузки грузы делят на штучные , навалочные , насыпные , наливные , тарные и бестарные.

Большинство сельскохозяйственных грузов являются навалочными и насыпными, т. е. такими, которые допускают погрузку и выгрузку навалом, без упаковки, а учитываются по массе и объему.

Наливные грузы перевозят в специальных кузовах цистернах. По сложности погрузочно-разгрузочных операций наливные грузы подразделяют на 3 группы: обычные жидкие грузы (молоко, жидкое топливо и др.), вязкие (жом, масла) и ассенизационные (навозная жижа.

По степени трудности погрузки и разгрузки грузы разделены на 4 категории . По этим категориям исчисляется заработная плата грузчиков.

По сезонности. срочности и массовости перевозок различают.

грузы, подлежащие перевозке в сжатые сроки, лимитируемые агротехническими требованиями.

грузы, перевозки которых могут осуществляться в сроки, не зависящие от агротехнических требований.

Сельскохозяйственные грузы отличаются следующими специфическими особенностями.

1) сезонностью вывозки сельскохозяйственных продуктов, связанной со сроками уборки урожая.

2) неравномерностью грузопотоков по разным районам страны, вызванной размещением производства сельскохозяйственных продуктов, а также неодинаковой обеспеченностью транспортными средствами разных районов страны.

3) неравномерностью грузопотоков даже одного вида сельскохозяйственных продуктов в связи с различными сроками созревания сельскохозяйственных культур, колебаниями урожайности, погодными условиями и др.

Тара, укладка и маркировка грузов.

Для сельскохозяйственных не навалочных грузов применяют жесткую (ящики, клетки), полужесткую (корзины, решета) и мягкую (мешки, кули) тару. Тара должна быть достаточно прочной, удобной для укладки и сохранности груза, а также для погрузки-разгрузки в транспортные средства и в штабеля.

Тара должна способствовать более полному использованию кузова автомобиля или прицепа.

В процессе укладки груз необходимо равномерно распределять по всему кузову и укреплять так, чтобы при движении он не мог сместиться и упасть. По высоте груз (считая от уровня дороги) не должен превышать 4 м, по ширине 2,6 м. Груз, выступающий за борта кузова, следует накрыть брезентом и надежно увязать. Перевозимые предметы не должны выступать с левой стороны машины более чем на 8 см. Выступающий за габариты кузова груз представляет опасность при разъезде со встречными автомобилями, особенно на узких дорогах.

Грузы. превышающие по своей длине кузов, следует укладывать так, чтобы часть их, не превышающая 2 м, свешивалась, но при этом не касалась земли. При большой длине грузов необходимо применять специальные прицепы. Контейнеры надо устанавливать в кузов автомобиля в 2 или 3 ряда.

Для соблюдения при транспортировании и хранении грузов особых правил предосторожности грузы маркируют. Марки наносят краской, выжиганием, наклейкой бумажных бирок. Навалочные грузы, перевозимые россыпью, не маркируют.

2. Механизация погрузочно-разгрузочных работ.

Применение механизации погрузочно-разгрузочных работ сокращает время рейса автомобиля или трактора и ускоряет их оборачиваемость. Это особенно существенно для перевозок на короткие расстояния (например, от комбайна на ток.) На рисунке IV.4 показана диаграмма, характеризующая влияние механизированной погрузки-разгрузки на повышение производительности автомобилей в зависимости от расстояния перевозок. На коротких расстояниях производительность увеличивается более чем вдвое (ручная погрузка-разгрузка занимает времени намного больше, чем движение автомобиля), и лишь на дальних перевозках (свыше 60-100 км) выигрыш не столь большой.

Системой машин для комплексной механизации сельскохозяйственного производства предусмотрены 36 наименований погрузчиков основных, типов и 15 приспособлений к ним. Предусмотрен также ряд устройств для погрузки зерна в транспортные машины, разгрузки автомобилей, перелопачивания зерна на токах и складах, формирования бунтов и перегрузки зерна в колхозных и совхозных складах.

Разгрузка автомобилей и прицепов.

Наиболее совершенным средством, обеспечивающим механизацию разгрузки, является использование самосвальных автомобилем и прицепов, которые все больше применяются в сельском хозяйстве. Однако в ряде случаев из-за отсутствия достаточного числа самосвалов промышленного изготовления, а также из-за того, что наличие самосвальной установки понижает полезную грузоподъемность автомобиля на 0,5-1,0 т, вследствие чего делает невыгодным применение автомобилей-самосвалов на дальних перевозках (относительное время простоев на разгрузке автомобиля невелико), применяют различные приспособления к стандартным бортовым автомобилям и прицепам, облегчающие их разгрузку (рис. 1.

Рис.1. Простейшие приспособления для разгрузки автомобилей и прицепов: а наклонный пол; б – ступенька; в – двухщитовый автосброс; г — шарнирный борт, д опрокидыватель автомобиля, е — бортовой автомобиль с самосвальным приспособлением, ж самосвальное устройство на гибких оболочках.

Загрузка автомобилей, прицепов и хранилищ.

Зернопогрузчики. При перевозке зерна от комбайнов механизация загрузки автомобилей и прицепов осуществляется устройствами, имеющимися на комбайне, — выгрузным шнеком или лотком.

Для механизации погрузки зерна в автомобили и прицепы из больших куч-бунтов на току применяют электрифицированные зернопогрузчики непрерывного действия передвижного типа ЗПС-60 или ЗМ-80, обеспечивающие загрузку автомобильных и тракторных поездов без дополнительных затрат ручного труда на расцепку и составление поездов, а также на разравнивание зерна в кузове машины. Используют также переносные шнековые погрузчики типа ПШП-4 или ПШП-10, а также универсальные тракторные погрузчики периодического действия.

3. Классификация дорог.

Основная классификация дорог основывается на допустимой интенсивности движения и расчетной скорости транспортных средств. При этом под расчетной скоростью на автомобильных дорогах подразумевается предельная скорость, которую безопасно может развить одиночный легковой автомобиль, двигаясь по незагрязненному покрытию при хорошей видимости и отсутствии помех на дороге.

Автомобильные дороги подразделяются на пять категорий. основные характеристики которых приведены в таблице 1.

Основные характеристики автомобильных дорог.

Для того чтобы дорога не разрушалась, установлены предельные нормы нагрузки на каждую ось транспортного средства и общего веса его при движении на различных дорогах. На дорогах I и II категорий запрещено движение двухосного автомобиля или прицепа, общий вес которого превышает 17,5 тс, трехосного 25 тс, а автопоезда 33 тс (при 4 осях) и 40 тс (при 5 и более осях). На всех других дорогах допускается наибольший вес двухосных автомобилей или прицепов 10,5 тс, трехосных 15 тс, автопоездов соответственно 20 и 30 тс.

Не разрешается также движение слишком длинных автопоездов, так как они представляют опасность при обгоне, разъезде и маневрировании. Длина автопоезда с одним прицепом (или тягача с полупри­цепом) не должна превышать 20 м, а автопоезда с несколькими прицепами 24 м. Автопоезд может иметь длину более 24 м только тогда, когда буксируются автомобили.

Предусмотрены и другие виды классификации дорог. В частности, по административному признаку различают дороги ), общегосударственные (общесоюзные) республиканские. краевые. областные. районные. сельские и ведомственные.

При нормировании тракторных транспортных работ дороги делят на три группы.

к первой группе относят гравийные, щебенчатые, грунтовые, проселочные (в хорошем состоянии) и снежные укатанные дороги.

ко второй группе гравийные и щебенчатые разбитые, грунтовые и проселочные после дождя (мокрые), слегка оттаивающие после оттепелей, с рыхлым снежным покровом, стерню зерновых, поле после корнеклубнеплодов в сухую погоду.

к третьей группе — разбитые с глубокой колеей, оттаявшие после длительных оттепелей, гребнистые, пашню нормальной влажности и замерзшую, переувлажненное поле после корнеклубнеплодов, бездорожье в весеннюю и осеннюю распутицу, снежную целину.

4. Организация дорожного движения.

Движение транспорта регулируется «Правилами дорожного движения», знание и соблюдение, которых строго обязательно не только для профессиональных шоферов, но и для любителей и всех других лиц, связанных с работой транспорта, а также и для пешеходов.

Существенным является соблюдение правил торможения транспорта, ибо как бы ни была исправна тормозная система, машину нельзя остановить мгновенно. В силу инерции заторможенная машина даже с не вращающимися колесами будет продолжать двигаться некоторое время.

Расстояние, которое пройдет машина от начала торможения до полной ее остановки, называется остановочным путем, длина которого S o зависит от характера дороги и скорости движения. Кроме непосредственно тормозного пути (пути, проходимого автомобилем с заторможенными колесами) 5. автомобиль пройдет некоторое расстояние S a за время, пока шофер, заметив опасность, примет решение и начнет тормозить, а также S 3 — за время срабатывания тормозной системы. Общий путь, который пройдет автомобиль от момента, когда шофер заметит препятствие, до полной остановки автомобиля, называется полным тормозным (остановочным) путем или дистанцией безопасности.

Чтобы обеспечить безопасность движения, водитель должен просматривать дорогу на расстоянии не менее дистанции безопасности. Практически при следовании за идущим впереди автомобилем в летний период нужно соблюдать дистанцию из расчета 1 м на 1 км/ч скорости, т. е. 20 м при движении со скоростью 20 км/ч, 40 м при движении со скоростью 40 км/ч и т. д. При движении по скользкой дороге дистан­цию надо увеличить.

Следует избегать слишком частого, подчас ненужного, пользования тормозами. Резкое и частое торможение автомобиля (трактора) вызывает усиленный износ ходовой части, резины и всей машины.

При торможении двигателем на крутых спусках рекомендуется включать такую передачу, какую нужно было бы включить при движении на этот подъем. Перемена передач при движении на спуске не допускается. Нельзя также регулировать скорость движения на спусках выключением сцепления. Широко применяется метод вождения автомобилей путем «разгона-наката», когда сначала разгоняют автомобиль до сравнительно высокой скорости, а затем, выключив передачу, продолжают движение по инерции накатом. Разгон производят до тех пор, пока дальнейшее возрастание скорости становится малоощутимым (нельзя допускать затягивания разгона), а движение по инерции до тех пор, пока автомобиль не потерял способности при нажатии на педаль акселератора набирать скорость на прямой передаче без провалов и рывков.

Расчеты и опыт передовых шоферов показывают, что движение методом «разгон-накат» экономично и целесообразно только тогда, когда по дорожным, нагрузочным и скоростным условиям двигатель автомобиля при установившемся движении работает с невысоким КПД, сохраняя значительный запас мощности. В этом случае при движении методом «разгон-накат» достигается значительное снижение расхода топлива. В случае же работы автомобиля при установившемся движении и сравнительно высокой загрузке двигателя (а также сравнительно высоком к. п. д.) или на плохой дороге движение методом «разгон накат» нецелесообразно и приводит не к экономии, а к перерасходу топлива. Кроме того, как показывают исследования, вождение автомобиля таким методом связано с повышенным износом двигателя, вызываемым переменным режимом его работы. Совершенно недопустимо пользоваться движением «разгон-накат» по скользкой дороге или в гололедицу.

Обычно выгодно применять движение методом «разгон накат» не в чистом виде, а лишь широко используя накаты, т. е. движение по инерции, в зависимости от профиля дороги и других эксплуатационных условий. Это всегда приводит к экономии топлива. Во всех случаях, когда необходимы остановки, следует прибегать к накату и тормозить лишь при достижении машиной возможно меньшей скорости. Разгон автомобиля нужно производить быстро, но плавно, не открывая дросселя полностью. Разгон резким и полным открытием дросселя в нормальных условиях приводит к излишним инерционным нагрузкам, а следовательно, к износу механизмов машин и к перерасходу топлива.

5. Особенности вождения в тяжелых дорожных условиях.

В условиях сельскохозяйственных перевозок приходится работать на грунтовых дорогах, требующих особых приемов вождения. Грунтовые дороги чрезвычайно разнообразны по своему строению и по состоянию проезжей части.

Почти все труднопроходимые грунты можно разбить на два основных вида.

1) грунты с неглубоким слабым покровом (толщиной до 300 мм), лежащим на твердом основании, глинистая или черноземная почва после дождя в весенний период, когда размокший слой лежит на твердом замерзшем основании, рыхлый снег, лежащий на замерзшей твердой почве, и т.д.

2) грунты с глубоким слабым покровом, когда твердое основание лежит на большой глубине (топи, болота, снежный покров большой толщины и т. д.

Эти два вида грунтов требуют различных, а иногда и противоположных мероприятий для возможности продвижения по ним тракторов и автомобилей.

В качестве приспособлений для повышения проходимости колесных тракторов и автомобилей используют цепи противоскольжения, траковые дорожки, противобуксаторы, а также увеличители (догружатели) сцепного веса [6.

Применяют также простейшие приспособления и приемы выхода из препятствий раскапывание грунта возле колес и подкладывание под колеса досок, хвороста и других материалов, выкладывание на земле перед двускатным колесом бруса, бревна и т. п. буксировку или «самовытаскивание» застрявшей машины, «вывешивание» колес и др.

Тема необъятна, читайте еще.



Adblock detector