Правила эксплуатации шин для тракторов и сельскохозяйственных машин




Правила эксплуатации шин для тракторов и сельскохозяйственных машинПравила эксплуатации шин для тракторов и сельскохозяйственных машин.

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утверждаю Заместитель Министра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР М.П.ПАРФЕНОВ 31 мая 1983 года.

Заместитель Министра сельского хозяйства СССР Н.А.СТОЛБУШКИН 31 мая 1983 года.

Заместитель председателя Госкомсельхозтехники СССР А.В.КАРДАПОЛЬЦЕВ 31 мая 1983 года.

Правила эксплуатации шин для тракторов и сельскохозяйственных машин подготовили сотрудники НИИ крупногабаритных шин.

Правила разработаны с учетом выпуска промышленностью новых моделей сельскохозяйственных шин и вводятся в действие взамен Правил, утвержденных 4 марта 1974 г.

В новых Правилах приведены дополнительные сведения об особенностях и режимах эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте шин новых конструкций, а также нормативных показателях гарантийной наработки сельскохозяйственных шин.

1. Общая часть.

С увеличением и обновлением парка колесных тракторов, самоходных и прицепных машин постоянно расширяется ассортимент сельскохозяйственных шин, растет объем их потребления в сельском хозяйстве страны.

Затраты на шины в сельском хозяйстве составляют от 10 до 15% расходов на эксплуатацию машинно-тракторного парка.

Долговечность и эксплуатационная надежность шин зависят не только от качества их изготовления, но и от правильной эксплуатации, хранения и своевременного ремонта.

В настоящих Правилах излагаются основные требования, обеспечивающие нормальную эксплуатацию, хранение, транспортировку и отбор на восстановительный ремонт шин для тракторов и сельскохозяйственных машин и которые обязательны для всех министерств и ведомств.

Ранее действовавшие «Правила эксплуатации шин для тракторов и сельскохозяйственных машин», утвержденные Миннефтехимпромом СССР, Министерством сельского хозяйства СССР и Госкомсельхозтехникой СССР 4 марта 1974 г. считаются утратившими силу.

Контроль за выполнением настоящих Правил возлагается на государственные инспекции Гостехнадзора.

Лица, виновные в нарушении Правил, привлекаются к административной ответственности.

2. Обозначение сельскохозяйственных шин и их элементов.

2.1. Основные размеры шин — посадочный диаметр (диаметр полки обода), наружный диаметр, ширина и высота профиля.

Шины, выпускаемые промышленностью согласно ГОСТ 7463-75 «Шины пневматические для тракторов и сельскохозяйственных машин», имеют смешанное (миллиметровое и в скобках дюймовое) или миллиметровое обозначение.

Пример смешанного обозначения: 330-965 (13,6/12-38) Р, где 330 — ширина профиля, мм; 965 — номинальный посадочный диаметр обода, мм; 13,6/12 — в числителе — ширина профиля на уширенном ободе, дюймы, в знаменателе — ширина профиля на узком ободе, дюймы; Р — условное обозначение шины с радиальным расположением нитей корда в каркасе.

Пример обозначения шин в миллиметрах: 1065Х420-457, где 1065 — наружный диаметр шины; 420 — ширина профиля; 457 — номинальный посадочный диаметр.

С введением в действие нового ГОСТ 7463-80 «Шины пневматические для тракторов и сельскохозяйственных машин. Технические условия» принято дюймовое обозначение шин.

обычного профиля — 15,5-38, низкопрофильных — 18.4L-30; 16,5/70-18, радиальных — 16,9R30, где 15,5; 18,4; 16,5; 16,9 — условное обозначение ширины профиля; 38; 30; 18; 30 — условное обозначение посадочного диаметра шины (обода); 70 — отношение высоты профиля к его ширине; L — условное обозначение низкопрофильной шины.

На боковине покрышки каждой шины должны быть четко обозначены.

товарный знак предприятия-изготовителя (приложение 1 — не приводится.

модель шины (например, Я-261; Ф-2А.

знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора.

норма слойности (например, НС10 или 10PR), которая условно обозначает прочность каркаса и определяет, какому пределу максимальной допускаемой нагрузки шина соответствует.

тип корда (К — капроновый, В — вискозный.

обозначение стандарта (номер ГОСТ или ТУ.

штамп технического контроля.

заводской номер, в том числе год и месяц изготовления (например, Я XII 81 638971, где Я — Ярославский шинный завод, XII — месяц изготовления, 81 — год изготовления (1981), 638971 — номер покрышки.

Применяются следующие буквенные сокращения в заводских номерах шин наименований предприятий-изготовителей: Бел — ПО «Бобруйскшина»; Б — Бакинский шинный завод; Бр — Барнаульский шинный завод; Бц — Белоцерковское ПО шин и резиноасбестовых изделий; В — Воронежский шинный завод; Вл — Волжский шинный завод; Д — ПО «Днепрошина»; Е — Ереванский шинный завод; К — Кировский шинный завод; Кя — Красноярский шинный завод; Л — Ленинградское ПО «Красный треугольник»; Нк — ПО «Нижнекамскшина»; О — ПО «Омскшина»; Ч — ПО «Чимкентшина»; Я — Ярославский шинный завод.

Товарные знаки и буквенные сокращения (индексы) наименований предприятий-изготовителей в заводских камерах шин представлены в приложении 1.

Шины одного и того же размера могут отличаться друг от друга рисунком протектора, числом слоев корда в каркасе и другими конструктивными особенностями. Эти отличия определяются моделью покрышки.

2.2. На каждой камере и ободной ленте должны быть четко нанесены товарный знак предприятия-изготовителя; обозначение (на камере допускается смешанное и метрическое обозначение, на ободной ленте указывается только метрическое); обозначение стандарта; штамп технического контроля и год и месяц изготовления.

2.3. На каждую шину атмосферного давления наносят наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; обозначение; модель; год и месяц изготовления; заводской номер; номер технических условий и штамп отдела технического контроля.

3. Классификация и назначение шин.

3.1. В зависимости от конструкции каркаса выпускают диагональные и радиальные сельскохозяйственные шины.

Диагональные шины применяют в основном на сезонных сельскохозяйственных машинах, комбайнах, тракторных прицепах, тракторах промышленных и лесных модификаций и на машинах специального назначения. На тракторах используют преимущественно радиальные шины. Кроме этих шин, выпускаются бескордные шины, внутреннее давление в которых равно атмосферному (шины атмосферного давления условно относят к пневматическим шинам.

3.2. По назначению и условиям эксплуатации изготавливают сельскохозяйственные шины следующих типов.

для ведущих и направляющих колес тракторов и самоходных шасси.

для тракторных прицепов.

для комбайнов, сельскохозяйственных машин и орудий, работающих преимущественно сезонно.

Особенности работы шин каждой из перечисленных групп предопределяют специфические требования к ним и особенности их конструкций.

3.2.1. В зависимости от условий эксплуатации и технических характеристик тракторов, самоходных шасси, комбайнов и других самоходных сельскохозяйственных машин шины ведущих колес выпускают с рисунком протектора повышенной проходимости. Главное требование, предъявляемое к шинам этой группы, — передача значительных тяговых усилий. Высота почвозацепов шин ведущих колес составляет 35 — 60 мм, а в некоторых случаях — 80 мм (шины для тракторов рисоводческой модификации и других машин, работающих на переувлажненных почвах.

3.2.2. Шины направляющих колес устанавливают на передних управляемых колесах тракторов и самоходных машин. Основное требование, предъявляемое к шинам этой группы, — качение в заданном направлении при работе на мягких грунтовых почвах. Рисунок протектора этих шин образован, как правило, окружными направляющими ребрами (сплошными или расчлененными), чередующимися с широкими параллельными канавками.

3.2.3. Шины несущих колес применяют на тракторных прицепах, прицепных сельскохозяйственных машинах и орудиях. Эти шины не передают крутящего момента и поэтому имеют рисунок протектора, состоящий в большинстве случаев из окружных ребер небольшой высоты и узких продольных канавок. В последнее время на тракторных прицепах большое распространение получили широкопрофильные шины с универсальным рисунком протектора.

4. Условия транспортирования и хранения.

4.1. Работоспособное состояние камер, ободных лент и покрышек в значительной степени зависит от правильного ухода, транспортировки и хранения. Для этих изделий вредны: воздействие кислорода, озона, света, теплоты, органических растворителей, минеральных масел, смазочных веществ, топлива, кислот; длительное соприкосновение с медными или корродирующими предметами и продолжительные односторонние нагрузки, перегибы, нагромождение изделий друг на друга, опора изделий на резко выступающие неровности поверхности.

4.2. Для обеспечения сохранности шин большое значение имеет соблюдение правил погрузки и разгрузки. Шины массой 30 кг и более грузят и разгружают при помощи кранов-укосин, тельферов, авто- и электропогрузчиков и т.д. При этом, чтобы избежать повреждений и деформации бортов, нельзя поднимать покрышку крюками за борта, а следует пользоваться специальными захватами.

Подъемно-транспортные работы при транспортировке и складировании шин (особенно бескамерных и крупногабаритных) необходимо проводить с помощью вспомогательных средств (например, брезентовых или резинокордных поясов), которые обеспечивают распределение собственной массы шины на определенную площадь борта и исключают повреждение бортов. При использовании вилочных погрузчиков шины следует поднимать снизу, чтобы они беговой дорожкой протектора опирались на вилки погрузчика.

При погрузке (разгрузке) шин с помощью авто- и электропогрузчиков на рабочие органы (лапы) последних надевают специальные полукруглые башмаки. Особую осторожность необходимо соблюдать при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, в зимнее время при низких температурах, когда резина становится хрупкой, а толчки, удары и деформации покрышек и камер приводят к их повреждению и выходу из строя.

4.3. Шины транспортируют без упаковки в вертикальном положении. При транспортировании покрышек в комплекте с камерами последние, пропудренные тальком, должны быть вложены внутрь покрышек и поддуты до их внутренних размеров для исключения провертывания, выпадания и чтобы избежать пролежней и сгибов.

4.4. Камеры, отправляемые не в комплекте с покрышками, транспортируют в свернутом виде (вентиль внутрь) скрепленными резиновыми кольцами или перевязанными в двух местах.

Допускается транспортировать их со спущенным воздухом, сложенными стопками, без свертывания.

При транспортировании необходимо соблюдать меры, исключающие повреждения камеры вентилем.

4.5. Ободные ленты транспортируют в пачках не более 20 штук — для шин с условным обозначением посадочного диаметра в дюймах до 16 включительно; 10 штук — для шин с условным обозначением посадочного диаметра свыше 16 по 22 включительно; 5 штук — для шин с условным обозначением посадочного диаметра свыше 22.

4.6. При транспортировании шин на открытых машинах и платформах свыше пяти суток необходимо обеспечить их защиту от воздействия солнца и влаги.

Нельзя перевозить их совместно с нефтепродуктами, кислотами, щелочами и другими веществами, разрушающими резину.

Шины, транспортируемые при температурах ниже 45 °C, следует оберегать от механических воздействий.

4.7. Бескамерные шины транспортируют с распорками между бортами. Распорки изготавливают из дерева, картона или другого материала. Размеры их должны соответствовать ширине профиля обода, установленного для данной шины, а конструкция — обеспечивать их надежное удержание между бортами покрышки. Число распорок должно быть не менее 4.

Допускается транспортирование бескамерных шин без распорок при условии исключения деформации боковых стенок покрышки, например, в контейнерах, на поддонах и т.п.

4.8. При длительной транспортировке тракторов и сельскохозяйственных машин по железной дороге или водным путем, чтобы избежать пролежней и излома каркаса, давление в шинах для ведущих колес увеличивают на 0,029 — 0,069 МПа (0,3 — 0,7 кгс/кв. см) сверх максимально допускаемого (для шин 28.1R26 (720-665Р) — на 0,088 МПа (0,9 кгс/кв. см) с последующим снижением до рабочего при эксплуатации. Шины направляющих и несущих колес транспортируют при максимально допустимом давлении.

4.9. Шины необходимо хранить в закрытых складских помещениях, которые должны быть чистыми, затемненными и отвечать требованиям пожарной безопасности.

При наличии в складских помещениях окон, стекла следует окрасить в красный или оранжевый цвет, а отопительные устройства экранировать.

4.10. Для замедления процессов старения резины температура воздуха в помещении для хранения шин должна быть от минус 30 до плюс 35 °C при относительной влажности 50 — 80.

4.11. Шины, бескамерные шины и покрышки необходимо хранить в вертикальном положении на стеллажах.

4.12. Стеллажи в складском помещении следует размещать соответственно нормам пожарной безопасности и чтобы было удобно применять грузоподъемные механизмы.

4.13. Допускается хранить шины на поддонах.

4.14. Допускается хранить их в штабелях (колодцами) сроком не более одного месяца и высотой 2 м.

4.15. Бескамерные шины необходимо хранить в соответствии с условиями, указанными в п. 4.7 настоящих Правил.

4.16. При длительном хранении во избежание деформации шины следует поворачивать, меняя зону опоры через каждые три месяца.

4.17. Допускается кратковременно хранить шины в сборе с ободами. При этом шину необходимо располагать в горизонтальном положении без касания боковинами опорной поверхности и чтобы внутреннее давление в ней не превышало давления, соответствующего максимально допускаемой нагрузке.

4.18. Камеры хранят вложенными внутрь покрышек и поддутыми до внутренних размеров покрышки. Допускается хранить их слегка поддутыми на вешалах с полукруглым сечением. В этом случае камеры через три месяца поворачивают, меняя зону опоры.

4.19. Допускается хранить их на поддонах сложенными в виде стопок или свернутыми. Срок хранения камер в свернутом состоянии не более трех месяцев.

4.20. Ободные ленты хранят подвешенными на специальных кронштейнах с полукруглыми полками или в виде связок на стеллажах.

4.21. Стеллажи с шинами и покрышками, а также вешала с камерами и ободными лентами устанавливают на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.

4.22. Допускается хранить шины до одного месяца на открытом воздухе. При этом их следует размещать под навесом или укрыть плотным материалом, чтобы защитить шины от внешних воздействий (солнца, влаги, загрязнений.

4.23. Категорически запрещается хранить их вместе с горюче-смазочными материалами, кислотами, щелочами, растворителями, красками и т.п.

5. Комплектование сельскохозяйственной техники шинами.

5.1. Для комплектования машин в зависимости от дорожно-полевых условий и агротехнических требований выбирают шины с соответствующим типом рисунка протектора.

Новые и восстановленные шины одного размера на тракторы и сельскохозяйственные машины устанавливают полным комплектом.

Монтаж новых и восстановленных шин допускается только на одну из осей, кроме тех случаев, если на машине несколько ведущих осей или тормоза имеют общий централизованный привод.

5.2. Не допускается на один мост трактора или ось машины монтаж шин различных моделей. В случае сдваивания колес для снижения удельного давления на почву и повышения проходимости машин допускается монтаж с соответствующей корректировкой внутреннего давления в шинах.

5.3. При комплектации тракторов и сельскохозяйственных машин шинами, бывшими в эксплуатации, последние подбирают примерно с одинаковым износом рисунка протектора.

5.4. Шины, находящиеся в эксплуатации, должны быть закреплены за трактором или сельскохозяйственной машиной и работающими на них механизаторами.

5.5. На каждую новую или восстановленную покрышку следует завести карточку учета работы (Приложение 2). Бывшие в употреблении шины поступают на комплектацию вместе с карточкой учета. При этом определяют их годность с учетом технического состояния и износа рисунка протектора. Последний устанавливают по разнице между первоначальной и оставшейся высотой рисунка. Замеры высоты проводят в двух диаметрально противоположных сечениях глубиномером или штангенглубиномером с точностью +/- 0,5 мм (приложение 3 — не приводится.

Процент годности покрышки к дальнейшей эксплуатации и ее наработку записывают в карточку учета.

5.6. Шины с одной машины на другую перестанавливают в исключительных случаях только с разрешения руководителя или главного инженера хозяйства, о чем делают соответствующую запись в карточке учета работы покрышки.

5.7. Правильная установка колес на тракторы и сельхозмашины имеет большое значение для обеспечения степени равномерности их износа и снижения его интенсивности, продолжительности технического обслуживания ходовой части и безопасности движения.

Производя расстановку колес на полуосях трактора, необходимо стремиться к тому, чтобы масса, приходящаяся на правую и левую полуоси, делилась между соответствующими колесами поровну. Достичь этого можно при условии, если центральные плоскости ходовых колес трактора будут отстоять от вертикальной плоскости, проходящей через центр его тяжести, на одинаковом расстоянии.

Самый простой способ контроля правильности расстановки ведущих колес — контроль расстояний между ступицами дисков и боковыми наружными торцами корпуса трактора вдоль его полуосей. Проверяют ее с помощью специальных шаблонов или обычной металлической линейки. Допускается, чтобы расстояние между левым колесом и корпусом трактора, центр тяжести которого несколько смещен вправо, было не более чем на 15 — 20 мм меньше соответствующего расстояния до правого колеса. То или иное месторасположение колес трактора устанавливают по ходу его движения вперед.

5.8. При установке передних направляющих колес контролируют углы развала, продольного и поперечного наклонов шкворня и схождение колес.

Схождение колес определяют специальными раздвижными линейками или при помощи оптических приборов типа РКО-1 для контроля углов установки колес автомобилей.

Углы установки колес контролируют переносными ручными приборами механического, жидкостного либо оптического типа, а также при помощи стационарных диагностических стендов различных конструкций.

Схождение направляющих колес тракторов и прицепов проверяют и, если необходимо, регулируют через каждые 960 моточасов их работы при проведении ТО-3. Схождение колес самоходных зерноуборочных, кукурузоуборочных комбайнов проверяют один раз в год при снятии их с хранения.

5.9. Различия в нагрузках на отдельные колеса, обусловливаемые позицией колес на машинах, условиями работы (тяговое усилие, профиль дороги, вид выполняемой работы, распределение груза в кузове и т.д.), а также техническое состояние ходовой части вызывают неравномерный износ рисунка протектора шин. Эта неравномерность износа рисунка характерна главным образом для тракторов, прицепов, самоходных шасси и в меньшей степени комбайнов.

Величину и неравномерность износа контролируют при проведении ТО-3 через 960 ч работы машины.

Для уменьшения неравномерности износа шин рекомендуется перестанавливать колеса по схемам, приводимым в руководствах (инструкциях) по эксплуатации машин. Периодичность перестановки колес составляет 960 ч работы машины. Для некоторых машин, таких как тракторные прицепы грузоподъемностью 12 — 13 т, — 480 — 600 ч.

Перестанавливать шины направляющих колес необходимо также и в случае заметного одностороннего износа рисунка протектора, устранив предварительно причины, вызывающие такой износ.

Перестановки шин обязательно следует регистрировать в карточках учета их работы.

6. Колеса и ободья колес для сельскохозяйственных шин.

6.1. Для сельскохозяйственных шин выпускаются колеса четырех типов.

дисковые с разъемным ободом (рис. 1 — здесь и далее рисунки не приводятся.

дисковые с профилированным неразъемным ободом и постоянным вылетом диска (рис. 2.

дисковые с профилированным неразъемным ободом, позволяющие изменять ступенчато вылет диска и колею машин (рис. 3.

бездисковые с профилированным неразъемным ободом (рис. 4.

Первый тип колес имеет разборную по центру конструкцию обода.

Колеса второго и третьего типов состоят из ободьев, изготавливаемых методом профилирования из цилиндрических обечаек, и дисков, изготавливаемых методом холодной штамповки. Диски имеют коническую фасонную форму и обеспечивают колесу необходимую жесткость.

Колеса с изменяющимся вылетом диска отличаются наличием на ободе специальных кронштейнов для крепления диска с помощью болтовых соединений. Изменить колею колес можно поворотом диска. Профили ободьев данных колес и расположение крепежных отверстий дисков обеспечивают взаимозаменяемость этих колес с колесами второго типа.

Четвертый тип колес — бездисковые. Колеса крепятся к ступицам непосредственно за выступ ручья обода с помощью прижимов.

Учитывая значительные затруднения монтажа крупногабаритных тракторных шин и шин для новых комбайнов, для ряда новых шин созданы конструкции колес со съемной закраиной обода, аналогичные автомобильным.

6.2. Независимо от конструктивных особенностей колес при их эксплуатации рекомендуется выполнить следующие правила.

6.2.1. При монтаже шин необходимо использовать только те колеса, ободья которых имеют правильную форму, без каких-либо механических повреждений, погнутостей, помятых кромок и заусенцев. Диски колес не должны иметь разработанных отверстий для шпилек и болтов.

Деформацию бортовых закраин ободьев следует исправить несильными ударами по погнутому месту, применяя для этого прокладки с тем, чтобы избежать забоин.

6.2.2. Не рекомендуется использовать детали колес, которые подвергнуты коррозии и могут привести к их разрушению во время движения. Кроме того, применение неокрашенных деталей ободьев затрудняет не только монтаж, но и последующий демонтаж шины, так как к неокрашенным поверхностям посадочные места шины прилипают сильнее, чем к окрашенным.

Перед монтажом шины колесо должно быть осмотрено, участки, подвергнутые коррозии, необходимо очистить от ржавчины, обезжирить, загрунтовать и окрасить.

6.2.3. При установке колеса на машину гайки для его крепления к ступице следует затягивать постепенно и поочередно до заданного момента. Не допускается эксплуатация машины, если отсутствует хотя бы одна крепежная гайка. Нельзя допускать к эксплуатации колеса, имеющие при движении повышенное биение, так как это приведет к повышенному износу шин. Радиальное биение посадочных полок и торцевое биение внутренних поверхностей бортовых закраин при базовой оси, соответствующей оси вращения колеса, не должны быть выше данных, приведенных ниже.

Биение обода определяют при помощи рейсмуса с индикаторной головкой.

7. Монтажно-демонтажные операции.

7.1. При проведении монтажа или демонтажа колес необходимо соблюдать следующие основные правила по технике безопасности.

7.1.1. Монтаж и демонтаж шин в хозяйствах необходимо производить на специально отведенном участке или в помещении на отдельном помосте. Запрещается монтаж и демонтаж шин непосредственно на тракторе или сельскохозяйственной машине.

7.1.2. Монтажно-демонтажные работы следует производить согласно инструкции на монтаж и демонтаж данного типа колес, прилагаемой к машине.

7.1.3. Перед монтажом необходимо проверить комплектность шины и деталей колеса и собрать колесо с шиной только установленного размера.

7.1.4. Нельзя эксплуатировать ободья и другие детали колес, имеющие дефекты (недопустимую овальность бортового кольца и обода, «винт» замочного кольца, вмятины, заусенцы, трещины, наплывы краски, наличие ржавчины в местах, контактирующих с шиной, и т.д.

Особое внимание следует уделять канавке для замочного кольца, которую необходимо очистить от грязи и ржавчины, и состоянию замочного кольца. Кольцо, у которого имеются вышеперечисленные дефекты, нельзя использовать для монтажа, так как при накачивании шины может произойти самопроизвольный демонтаж.

7.1.5. Монтаж-демонтаж производится только исправным монтажным инструментом. Нельзя допускать на монтажных лопатках наличия острых кромок, заусенцев, грязи и ржавчины.

7.1.6. При снятии колес со ступиц для демонтажа шин особое внимание надо уделять колесам, состоящим из двух штампованных половин, у которых фланцы, служащие для соединения половин обода, одновременно являются и дисками. Перед откручиванием прижимных гаек у таких колес следует полностью выпустить воздух из шин. Категорически запрещается демонтаж шин, из которых не полностью выпущен воздух.

7.1.7. Накачивать шины в сборе с колесом в гаражных условиях необходимо в монтажной камере, способной защитить обслуживающий персонал от удара в случае самопроизвольного демонтажа или разрыва, шины. Вне гаража при этой операции колесо должно быть установлено так, чтобы при самопроизвольном демонтаже детали колеса не могли травмировать окружающих.

Нельзя исправлять положение бортовых и замочных колец, когда шина находится под давлением воздуха.

7.1.8. В случае неполной посадки бортов шины на полки обода следует выпустить воздух, демонтировать шину с колеса и устранить причины, обусловившие неполную посадку. После этого нужно вновь произвести монтаж шины на колесо (обод.

7.1.9. Не допускается при сборке и разборке применять тяжелые предметы (кувалды и т.п.), способные деформировать детали колеса и привести к повреждению шины.

7.2. Монтаж и демонтаж — наиболее трудоемкие и ответственные операции технической эксплуатации шин, требующие умения, сноровки и особой осторожности. По данным исследований, около 10% шин, эксплуатирующихся в сельском хозяйстве, имеют повреждения бортов, нанесенные во время монтажно-демонтажных операций.

7.3. Покрышки, поступающие для монтажа, должны быть чистыми и сухими. Камеры покрышки, хранившиеся при температуре ниже минус 10 °C, перед монтажом отогревают при температуре около 15 °C. Перед монтажом покрышку (внутри), камеру и ободную ленту пропудривают тальком по всей поверхности; излишек талька удаляют.

7.4. При монтаже на ободья шин с направленным рисунком протектора (повышенной проходимости) необходимо учитывать направленность рисунка протектора и место установки колес на тракторы, сельскохозяйственные машины. Это позволит обеспечить совпадание указателей направления вращения шин (стрелки на боковинах покрышек) с направлением вращения колес при движении трактора, машины вперед.

7.5. Монтаж-демонтаж шин производят с помощью трех монтажных лопаток (рис. 5.

Монтажная лопатка 1 представляет собой рычаг, один из концов которого выполнен в виде вилки и служит для снятия бортов шины с посадочных полок обода, а другой — гладкий изогнутый профиль — непосредственно для монтажа и демонтажа. Монтажная лопатка 2 представляет собой рычаг, который имеет плоский прямой конец для снятия бортов шины с посадочных полок обода в паре с вилочным концом лопатки 1, а другой конец представляет собой изогнутый профиль со специальным носиком, который служит для надежного захвата за закраину обода при монтаже и демонтаже шины.

Монтажная лопатка 3 (малая), один ее конец плоский прямой, а другой — представляет собой торцевой ключ для запорного винта гидравлического домкрата.

Следует иметь в виду, что при нанесении мыльного раствора на борта покрышек и закраины ободьев значительно облегчается монтаж-демонтаж и увеличивается срок службы шин.

7.6. Монтаж шины на глубокий неразъемный обод производится в следующем порядке.

7.6.1. Положить покрышку на ровную площадку и вставить в нее обод так, чтобы сторона с вентильным отверстием находилась внизу, а часть борта покрышки зашла в центральный (монтажный) ручей обода (рис. 6.

В процессе монтажа и демонтажа завести борта покрышки за закраину обода можно только в том случае, если часть борта покрышки, диаметрально противоположная относительно заправляемой, размещена в ручье обода.

7.6.2. Вставить монтажную лопатку 2 между верхним бортом покрышки и ободом так, чтобы длинный изогнутый конец ее надежно захватил борт покрышки, и, действуя как рычагом, завести часть монтируемого борта покрышки за закраину обода (рис. 7.

Повторяя по окружности предыдущую операцию, вставить обод полностью в покрышку (рис. 8.

7.6.3. Установить обод с покрышкой вертикально (или, перевернув его вентильным отверстием вверх, приподнять шину и положить под нее подставки) и заправить камеру. Для этого необходимо вставить вентиль в вентильное отверстие обода, завернуть гайку и завести камеру в полость покрышки, начиная от вентиля (рис. 9.

7.6.4. Положить обод с шиной горизонтально, вставить плоский и изогнутый концы монтажных лопаток между бортом шины и закраиной обода на расстоянии 250 — 300 мм одна от другой так, чтобы они надежно захватили закраину обода. Нажимая лопатками вниз, на борт шины, завести часть его за закраину обода (рис. 10.

7.6.5. Удерживая монтажной лопаткой 1 или ногами заведенную часть борта шины, вставить длинный изогнутый конец монтажной лопатки 2 между бортом шины и закраиной обода и, действуя как рычагом, вновь завести часть борта за закраину обода (рис. 11.

7.6.6. Повторяя операцию по пункту 7.6.5, полностью завести борт шины в обод, заканчивая у вентиля. В случае затрудненного заведения оставшегося участка борта шины использовать лопатку 1 (рис. 12.

7.6.7. Накачать шину воздухом, проследив за тем, чтобы борта покрышки, не зацепляя камеру, вышли из углубления обода и полностью прилегли к его закраинам. При этом монтажное давление воздуха в шинах увеличивают на 0,3 — 0,7 кгс/кв. см сверх максимально допускаемого (при монтаже шин 28.1R26 — на 0,9 кгс/кв. см). Затем выпустить воздух и снова накачать шину до требуемого рабочего давления, после этого завернуть на вентиль колпачок.

Для накачивания до монтажного и рабочего давления шину помещают в оградительную сетку.

Шины наполняют воздухом с помощью компрессорных установок, снабженных влагомаслоотделителями и контрольными манометрами. При первоначальном заполнении и выпуске воздуха из шины допускается вывинчивать золотник. Шланг, подающий сжатый воздух, должен быть снабжен специальным наконечником, с помощью которого нажимают на иглу золотника для поступления воздуха в камеру.

7.7. Демонтаж шины с глубокого неразъемного обода производят в следующем порядке.

7.7.1. Выпустить полностью воздух из шин, отвернуть гайку вентиля и утопить его внутрь обода.

7.7.2. Снять борта шины с полок обода. Для этого вставить прямой острый конец лопатки 2 между шиной и закраиной обода и отжать борт шины вниз (рис. 13.

В образовавшийся зазор между бортовой закраиной обода и шиной вставить вилочную лопатку 1 таким образом, чтобы прямой конец лопатки 2 находился в пазу вилочной, и, нажимая вниз, снять часть борта с полки обода (рис. 14.

В случае затрудненного заведения лопаток между ободом и бортом можно пользоваться молотком или легкой кувалдой, ударяя ими по другому концу лопаток.

Повторяя предыдущие операции, снять борта шины с полок обода.

7.7.3. Вставить монтажные лопатки по обе стороны от вентильного отверстия на расстоянии 250 — 300 мм, вдавливая противоположный борт шины в ручей и, нажимая лопатками вниз, извлечь часть борта шины за закраину обода (рис. 15.

7.7.4. Удерживая вилочной лопаткой извлеченную часть борта, вставить изогнутый конец монтажной лопатки 2 на расстоянии 100 — 150 мм от извлеченной части и, нажимая, вновь извлечь борт шины за закраину обода (рис. 16.

7.7.5. Повторяя предыдущую операцию, полностью извлечь борт шины за закраину обода.

7.7.6. Перевернуть или положить (если колесо было установлено вертикально) обод с покрышкой так, чтобы вентильное отверстие находилось внизу.

7.7.7. Приподнять обод до упора в борт покрышки, вставить плоский конец вилочной лопатки между бортом покрышки и нижней закраиной обода и нажать вниз (рис. 17.

7.7.8. Удерживая обод монтажной лопаткой в приподнятом положении, вставить на расстоянии 250 — 300 мм от нее изогнутый конец второй монтажной лопатки между бортом покрышки и закраиной обода (рис. 18) и, нажимая вниз, освободить часть обода от покрышки (рис. 19.

7.7.9. Повторяя предыдущую операцию, извлечь полностью обод из покрышки.

7.8. Приведенный выше порядок выполнения операций при монтаже-демонтаже наиболее массовых в эксплуатации размеров шин ведущих колес с глубоким неразъемным ободом для тракторов типа «Беларусь», монтаж и демонтаж которых представляет определенные трудности, аналогичен для шин тракторов классов 6 — 9 кН и 50 — 80 кН.

Для облегчения монтажа и демонтажа шин в дорожно-полевых условиях можно использовать переносное, ручное приспособление 913 (МП-2909) ГОСНИТИ. Для центральных ремонтных мастерских и пунктов технического обслуживания хозяйств при монтаже-демонтаже сельскохозяйственных шин рекомендуется использовать стационарное ручное приспособление ПИМ746А ГОСНИТИ.

Для специализированных мастерских и предприятий рекомендуется стационарный с электроприводом стенд ОР-8898 ГОСНИТИ для демонтажа и монтажа шин тракторов Т-150К и К-701.

Перед заполнением шины трактора жидкостью колесо приподнимают при помощи домкрата и ставят шину вертикально с таким расчетом, чтобы вентиль камеры был в верхней точке обода, воздух должен быть выпущен. Далее к вентилю камеры присоединяют шланг подвода жидкости через специальное приспособление для спуска воздуха.

Существует три способа заполнения шин жидкостью.

самотеком из сосуда, расположенного на высоте не менее 2 м над уровнем оси колеса.

накачивание с помощью ручного или механического насоса.

По шлангу, присоединенному к водопроводу с давлением воды 0,03 — 0,05 МПа (0,25 — 0,5 атм.). В этом случае предварительно добавляют в шину необходимое количество хлорида кальция.

Увеличение давления воздуха в шине до нормального производят путем подкачивания воздуха.

Внутреннее давление воздуха в шине, заполненной жидкостью, замеряют при верхнем положении вентиля.

Для выпуска жидкости из камеры приподнимают колесо, устанавливают вентиль в крайнее нижнее положение, затем вынимают золотник и сливают большую часть жидкости.

Для удаления оставшейся жидкости в шину накачивают воздух до 0,1 — 0,15 МПа (1,0 — 1,5 кгс/кв. см), снимают с вентиля втулку с золотником и быстро вставляют в вентиль резиновую трубку с уплотнением для предотвращения выхода воздуха из шины. Трубка диаметром 5 мм должна входить внутрь шины до камеры. Жидкость удаляется под действием внутреннего давления в шине.

8. Техническое обслуживание шин в процессе эксплуатации.

8.1. Места стоянки, технического обслуживания и ремонта тракторов и сельскохозяйственных машин должны быть чистыми, не загрязненными нефтепродуктами и другими веществами.

Запрещается стоянка тракторов и сельскохозяйственных машин на шинах с заниженным по сравнению с эксплуатационной нормой давлением воздуха.

Не допускается длительная, более 8 — 10 ч, стоянка загруженных прицепов, разбрасывателей удобрений и других сельскохозяйственных машин, имеющих заполненные емкости. При невозможности своевременно разгрузить эти машины их устанавливают на подставки, обеспечивающие разгрузку колес.

Запрещается оставлять тракторы с навесными и полунавесными машинами и орудиями, поднятыми в транспортное положение.

Запрещается длительная (более 10 дней) стоянка неработающих тракторов и сельскохозяйственных машин на шинах. При длительной стоянке или консервации тракторы, комбайны, сеялки и другие сезонно работающие машины устанавливают на подставки, а колеса с шинами снимают и хранят в складских помещениях. Допускается хранить шины на машинах, установленных на подставки с внутренним давлением, сниженным до 70 — 80% от нормального. При этом для защиты от воздействия солнечных лучей и атмосферных осадков шины зачехляют светлой плотной тканью или покрывают специальными защитными составами (известковой побелкой, алюминиевыми красками АКС-3 и АКС-4, мело-казеиновым составом, содержащим 75% очищенного мела, 20% казеинового клея, 4,5% гашеной извести и по 0,25% кальцинированной соды и фенола, универсальными микровосковыми составами «Автоконсервант», ЛБХ и ПЭВ-74.

Для предохранения золотников от загрязнений и повреждений на вентили камер надевают металлические или резиновые колпачки.

Запрещается заменять золотники заглушками и другими приспособлениями, не дающими возможность замерять внутреннее давление в шинах.

8.2. Один раз в пять дней перед выездом трактора или сельскохозяйственной машины на работу, когда температура шин равна температуре окружающей среды, контролируют внутреннее давление воздуха в шинах и при необходимости каждый раз при переходе трактора с одного вида работ на другой и смене агрегатируемых с ним машин и орудий доводят его до нормы. Внутреннее давление в шинах должно соответствовать нормам, указанным в ГОСТ и ТУ, а также нормам эксплуатационных режимов (Приложение 5), и его необходимо соблюдать с точностью +/- 0,01 МПа (0,1 кгс/кв. см.

Запрещается работать на тракторах и сельскохозяйственных машинах, внутреннее давление в шинах которых не соответствует установленным нормам.

Замер внутреннего давления ручными шинными манометрами типа МТ-1, МД-214 и МТ-4 (верхние пределы измерений соответственно 0,25; 0,3; 0,6 МПа (2,5; 3,0 и 6,0 кгс/кв. см) с ценой деления 0,01 МПа (0,1 кгс/кв. см.

Правильность показаний рабочего манометра периодически проверяют контрольным манометром типа МО. Результаты замеров внутреннего давления в шинах регистрируют в специальном журнале (Приложение 4.

8.3. Ежедневно перед выездом трактора или сельскохозяйственной машины проводят осмотр технического состояния шин, удаляют застрявшие в протекторе посторонние предметы, проверяют исправность вентилей и наличие на них колпачков, а также давление в шинах.

8.4. Для сохранения шин и максимального использования их ресурса в процессе эксплуатации необходимо.

начинать движение тракторов и других самоходных машин плавно, чтобы избежать буксования колес и, следовательно, интенсивного износа рисунка протектора, а также возможного проворачивания шин на ободе.

проверить, не снизилось ли давление в какой-нибудь шине, если машину уводит в сторону, и устранить причину увода.

следить за нормальным давлением в шинах; запрещается снижать его, если оно повысилось вследствие нагрева, особенно в жаркую погоду. Особое внимание необходимо уделять соблюдению норм внутреннего давления в шинах полноприводных тракторов К-701, К-700А, К-700, Т-150К, Т-150КМ. Нарушение норм давления в шинах указанных тракторов вызывает кинематическую рассогласованность и циркуляцию мощности между колесами, что приводит к преждевременному неравномерному износу 1 — 2 шин трактора.

нельзя допускать езду на шинах с пониженным внутренним давлением даже на небольшие расстояния, так как это приводит к снижению их срока службы и выходу покрышек из строя (рис. 20.

не следует допускать перегрузки шин; эксплуатация шин с превышением допустимой нагрузки приводит к значительному снижению их срока службы (рис. 21.

необходимо избегать чрезмерного буксования и скольжения колес.

следует объезжать выбоины и ухабы, не наезжать на острые предметы, пни, камни, разбросанные части сельскохозяйственных орудий и т.д.

необходимо снижать скорость движения машин на поворотах и разворотах, на дорогах, находящихся в неудовлетворительном состоянии, на переездах.

нельзя подъезжать вплотную к бордюрам и краям тротуара, чтобы не повредить боковины покрышек.

не следует допускать резкого торможения, чтобы избежать неравномерного пятнистого износа шин. При работе тракторов с прицепами и другими транспортными средствами машины, используемые для транспортировки грузов, должны быть оборудованы пневматическими или пневмогидравлическими тормозами, гарантирующими безопасность движения.

необходимо следить за технической исправностью узлов и деталей машин (тормозная система, детали подвески колес, рессоры, детали рулевого механизма и т.п.), состояние которых влияет на интенсивность износа шин.

при использовании средств противоскольжения на размокших грунтовых и заснеженных обледенелых дорогах следует снимать их при выезде на дорогу с твердым покрытием.

необходимо следить за тем, чтобы в зимнее время шины не оказались в воде и не примерзли к почве, так как при трогании с места трактора или сельскохозяйственной машины примерзшие шины могут сразу же выйти из строя.

8.5. Следует особенно выделить эксплуатацию шин на полноприводных тракторах Т-40А, Т-40АМ, МТЗ-52, МТЗ-82, Т-150К, Т-150КМ, К-700, К-701.

На износ шин тракторов такого типа особенно влияют механизмы автоматического и принудительного включения как переднего, так и заднего моста в работу. Передние колеса тракторов типа «Беларусь», автоматически включаясь в работу при определенной величине буксования задних, снижают буксование и износ шин. Если же включать передний мост принудительно, когда нет буксования задних колес, то передние будут препятствовать движению трактора. Следовательно, передний мост должен вступать в работу только тогда, когда это необходимо, то есть при буксовании задних колес. Аналогично задний мост на тракторах «Кировец» и передний мост на тракторах Т-150К (Т-150КМ) следует включать только в особо тяжелых условиях для преодоления препятствий и при повышенном буксовании.

Чтобы избежать повышенного износа шин, рекомендуется полноприводные тракторы эксплуатировать на транспортных работах по дорогам с твердым покрытием не более 30% общего времени эксплуатации.

8.6. Для уменьшения удельного давления на почву при сельскохозяйственных работах на влажных почвах можно применять сдвоенные колеса.

Дополнительные колеса необходимо устанавливать согласно руководству по эксплуатации трактора.

Тракторы со сдвоенными шинами на дорогах общей сети нашей страны следует эксплуатировать в соответствии с «Правилами дорожного движения МВД СССР для транспортных средств с негабаритной шириной» и только в исключительных случаях.

На внутрихозяйственных дорогах скорость должна соответствовать качеству дороги и безопасности движения, но, как правило, не превышать 16 км/ч. При работе в поле скорость должна соответствовать виду выполняемой работы и условиям эксплуатации.

Преодолевать препятствия, при переезде через которые нагрузка на колеса распределяется неравномерно, необходимо на минимальной скорости.

В процессе эксплуатации тракторов на сдвоенных шинах с целью предохранения колесных редукторов от перегрузки следует избегать случаев, когда трактор при движении или на стоянке опирается на грунт только наружными колесами.

9. Учет работы шин.

9.1. Для учета работы шин приказом по хозяйству (решением правления) назначается специальное ответственное лицо.

9.2. Учет работы шин необходимо вести по каждой покрышке в отдельности (включая и запасные) для каждого трактора и сельскохозяйственной машины.

9.3. Работу шин определяют числом километров пробега, отработанных часов и условных эталонных гектаров на всех видах транспортных и сельскохозяйственных работ с учетом переезда с участка на участок.

Пробег шин в километрах определяют по спидометрам и счетчикам пройденного пути.

Наработку шин тракторов и самоходных машин в условных эталонных гектарах производят через нормо-смены умножением числа выполненных сменных, технически обоснованных норм выработки трактором (сельскохозяйственной машиной) данной марки на его сменную эталонную выработку. Наработку шин в часах определяют делением наработки в условных эталонных гектарах на часовую эталонную выработку в тех же единицах (см. Методические указания по исчислению объемов механизированных работ в условных эталонных гектарах по количеству выполненных нормосмен, М. 1977), а наработка шин несамоходных машин — по наработке тракторов, с которыми они агрегатируются.

9.4. На каждую покрышку должна быть заведена карточка учета (см. Приложение 2), которая является основным документом, характеризующим работу шины, при предъявлении рекламаций, сдаче ее на восстановительный (или местный) ремонт, начислении механизаторам премий, списании в утиль и других случаях.

10. Отбор покрышек на местный и восстановительный ремонт.

10.1. Определяет техническое состояние шин, принимает решения по результатам технической экспертизы и оформляет соответствующие документы постоянная комиссия, назначенная руководителем сельскохозяйственного предприятия.

10.2. Снятые с эксплуатации шины сортируют по техническому состоянию на три группы.

требующие местного ремонта.

требующие восстановительного ремонта.

подлежащие списанию и сдаче в утиль.

10.3. Для местного ремонта отбирают покрышки с незначительным износом рисунка протектора, имеющие проколы, пробои и разрывы каркаса, порезы и небольшие отслоения покровных резин.

10.4. Пригодность покрышек для местного ремонта и виды его (первый и второй) определяют в соответствии с техническими требованиями, установленными для покрышек, принимаемых в местный ремонт (Приложение 6.

10.5. В зависимости от технического состояния, характера и размеров местных повреждений установлено два вида местного ремонта покрышек. К первому виду относят покрышки, имеющие сквозные проколы каркаса размером не более 10 мм, повреждения покровных резин и неглубокие (до 1 — 2 слоев) повреждения каркаса, ко второму — покрышки, которые наряду с указанными повреждениями имеют более значительные несквозные или сквозные повреждения каркаса.

10.6. Восстановительному ремонту методом наложения нового протектора подлежат покрышки, снятые с эксплуатации вследствие износа рисунка протектора больше предельно допустимой величины. Предельно допустимый износ — это износ резины протектора покрышки до высоты рисунка в точках замеров для шин ведущих колес не более 7 мм, для шин направляющих колес — 2 мм и для несущих колес — 1 мм, т.е. до степени износа рисунка протектора, при которой шина теряет эксплуатационные показатели (сцепление, тяговые свойства, управляемость, держание колеи и т.п.

Величины предельно допустимого износа сельскохозяйственных шин приведены в Приложении 7.

При отборе покрышек на восстановительный ремонт определяют: год выпуска покрышки; целостность проволочного сердечника борта покрышек; степень старения покровных резин и наличие проколов, порезов и расслоений и глубину и направление повреждений каркаса.

В зависимости от степени износа протектора и состояния каркаса пригодные для восстановления покрышки относят к I или II группе.

I группа — покрышки с износом рисунка протектора, не имеющие сквозных повреждений каркаса (кроме проколов.

II группа — покрышки с износом рисунка протектора, имеющие сквозные повреждения каркаса.

При определении группы ремонта руководствуются техническими условиями на покрышки, пригодные к восстановительному ремонту (Приложения 8 и 9.

10.7. Местному и восстановительному ремонту не подлежат покрышки.

с изломом или оголением металлического сердечника борта, вытянутыми (деформированными) бортами, повреждениями каркаса, расположенными на расстоянии менее 70 мм от пятки борта и требующими его вскрытия при ремонте (определяет это приемщик шиноремонтных предприятий.

с кольцевым изломом или разрушением внутренних слоев каркаса, с расслоениями каркаса и брекера.

с повреждениями каркаса или брекера, число и размеры которых более допустимых по нормам.

с явными признаками старения покровных резин (затвердевание или растрескивание в виде мелкой сетки или глубоких трещин.

подвергшиеся длительному воздействию нефтепродуктов (пропитанные маслом, керосином, нефтью) или других веществ, вызывающих набухание резины.

сильно загрязненные материалами, не поддающимися очистке (бетон, асфальт, гудрон.

10.8. Покрышки для восстановления принимает шиноремонтное предприятие, его приемный пункт, приемно-обменный пункт Госкомсельхозтехники или их представители непосредственно в хозяйстве.

10.9. Восстановительный ремонт шин может быть как обезличенным, так и необезличенным. Однако во всех случаях группу ремонта покрышек устанавливают в присутствии представителя хозяйства.

10.10. При обнаружении скрытых дефектов шиноремонтные предприятия в процессе ремонта имеют право переводить покрышки из одной его группы в другую.

11. Списание шин в утиль.

11.1. В утиль списывают покрышки и камеры, по техническому состоянию непригодные к дальнейшей эксплуатации, ремонту и восстановлению. Осмотр представленных на списание шин и оформление соответствующих документов проводит комиссия, которой поручена экспертиза шин.

11.2. На списание покрышки представляют вместе с заполненными карточками учета их работы. Решение о списании в утиль покрышек принимает комиссия после тщательного осмотра каждой покрышки и проверки по карточке учета ее наработки и технического состояния.

11.3. При осмотре покрышки определяют степень износа, количество, характер и размеры сквозных и несквозных повреждений (замер оставшейся высоты рисунка протектора производят глубиномером в точках, указанных в приложении 3), выявляют наличие трещин по протектору и боковинам; проверяют целостность бортовых колец. Особое внимание необходимо уделять состоянию каркаса внутри покрышки (наличие кольцевых изломов, расслоений, перетираний и разрывов нитей корда, трещин и др.

11.4. Покрышку списывают в том случае, если она имеет повреждения, препятствующие ее дальнейшей эксплуатации или ремонту. Это отмечают в учетной карточке. На списанные покрышки и шины составляют акт (Приложение 10.

11.5. Наработка покрышкой гарантийной нормы не является причиной для списания, если ее техническое состояние обеспечивает дальнейшую эксплуатацию. Шины в хорошем техническом состоянии, находящиеся на списываемой машине, снимают и сдают на склад хозяйства для создания запасного фонда.

11.6. В случае необходимости списания покрышек с наработкой ниже гарантийной нормы комиссия должна установить причину недопробега. Если она носит эксплуатационный характер, должны быть установлены виновные для привлечения их к ответственности.

11.7. Гарантийная наработка шин для тракторов, самоходных машин и тракторных прицепов при объеме транспортных работ до 30%, а также гарантийный срок эксплуатации шин для сельскохозяйственных машин, работающих сезонно, соответствуют ГОСТ 7463-80 и приведены в Приложениях 11 и 12.

11.8. Гарантии на покрышки, прошедшие восстановительный ремонт, соответствуют ТУ 10426-80 и составляют для восстановленных по первой группе покрышек 1300 ч работы, или 8 месяцев со дня ввода в эксплуатацию, а по второй — 1000 ч работы, или 6 месяцев со дня ввода в эксплуатацию.

12. Порядок предъявления рекламаций.

12.1. На покрышки, вышедшие из строя ранее гарантийных норм по производственным причинам (перечень производственных и эксплуатационных видов разрушения покрышек и камер приведен в Приложении 13), комиссия составляет акты для предъявления рекламаций предприятиям-изготовителям шин или шиноремонтным предприятиям с указанием полного заводского номера, наработки, причины выхода из эксплуатации. Акты составляют в произвольной форме.

12.2. Рекламации на недоброкачественные покрышки и камеры со сроком службы ниже гарантийной нормы предъявляют в соответствии с «Положением о поставке продукции производственно-технического назначения» в установленном порядке.

12.3. Рекламации направляют предприятиям — изготовителям шин и рассматривают только при условии полного соблюдения правил эксплуатации шин, представления учетных карточек на рекламируемые покрышки, а также самих покрышек или камер.

12.4. Рекламации предъявляются в течение не более 3 лет с момента изготовления покрышек (камер), включая в этот срок и продолжительность складского хранения.

12.5. Шиноремонтные предприятия возмещают потребителю стоимость недопробега или безвозмездно ремонтируют покрышки, не прошедшие после восстановительного ремонта гарантийной нормы наработки и выбывшие из эксплуатации вследствие некачественного ремонта.

12.6. Претензии на недопробег восстановленных покрышек могут быть предъявлены не позднее чем через 2 года со времени восстановления, включая продолжительность складского хранения, при условии предъявления оформленных карточек учета работы покрышек и соблюдения правил эксплуатации.

12.7. При возникновении спорных вопросов между потребителями и изготовителями шин или шиноремонтными предприятиями по качеству изготовления, восстановления или ремонта покрышек потребитель может обращаться в Госарбитраж.

Ответственный за учет __________________________________ (подпись.

Примечание. Если в шине обнаружено завышенное или заниженное давление, то при доведении его до эксплуатационной нормы в числителе указывают внутреннее давление воздуха в шине в момент замера, а в знаменателе — после доведения его до нормы.

НАЗНАЧЕНИЕ ШИН И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НОРМЫ ВНУТРЕННЕГО ДАВЛЕНИЯ (ПРИ ОБОЗНАЧЕНИИ ОБОДОВ КОЛЕС В ЧИСЛИТЕЛЕ УКАЗАНЫ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТИПЫ ОБОДОВ, В ЗНАМЕНАТЕЛЕ — ДОПУСКАЕМЫЕ, В СКОБКАХ ДАНЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПО ГОСТ 7463-75.

* Давление расчетное, подлежит уточнению по результатам испытаний.

ПОКРЫШКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ШИН, ПРИГОДНЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА МЕСТНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ.

Примечания. 1. Местный ремонт покрышек с изношенным рисунком протектора проводят параллельно с восстановительным ремонтом.

2. Повреждения, расположенные так, что их суммарная длина, включая участки между повреждениями, находится в пределах допускаемых размеров, соответствующего вида повреждения, приравниваются к одному повреждению.

3. При наличии одновременно нескольких повреждений, предусмотренных п. 2 и 3, расстояние между ними должно быть не менее 0,2 длины окружности покрышки. При этом общая длина повреждений не должна превышать 0,3 длины окружности покрышки.

4. Размер повреждения покрышек устанавливают окончательно после вырезки по их наибольшей длине.

ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОГО ИЗНОСА РИСУНКА ПРОТЕКТОРА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ШИН.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОКРЫШКАМ С ПОСАДОЧНЫМ ДИАМЕТРОМ НЕ БОЛЕЕ 508 ММ (20″), ПРИГОДНЫМ ДЛЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА МЕТОДОМ НАЛОЖЕНИЯ НОВОГО ПРОТЕКТОРА.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОКРЫШКАМ С ПОСАДОЧНЫМ ДИАМЕТРОМ БОЛЕЕ 508 ММ (20″), ПРИГОДНЫМ ДЛЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА МЕТОДОМ НАЛОЖЕНИЯ НОВОГО ПРОТЕКТОРА.

Примечания. 1. Повреждения, расположенные так, что их суммарная длина, включая участки между повреждениями, находится в пределах допускаемых размеров соответствующего вида повреждений, приравниваются к одному повреждению.

2. Повреждения, указанные в п. 4 Приложения 8 и п. п. 5, 6 Приложения 9, допускаются в количестве более одного в пределах установленных норм, если расстояние между ними составляет более 0,2 длины окружности покрышки.

3. На покрышке одновременно не допускается более трех повреждений, предусмотренных п. п. 4, 5 Приложения 8 и п. п. 5, 6 Приложения 9. При этом расстояние между повреждениями должно быть более 0,2 длины окружности.

4. Размер повреждения покрышек устанавливают окончательно после вырезки по их наибольшей длине.

5. При определении пригодности к восстановлению ранее восстанавливавшихся или ремонтировавшихся покрышек учитывают все повреждения, в том числе и ранее отремонтированные (независимо от места ремонта), и в соответствии с этим устанавливают группу восстановления.

ГАРАНТИЙНАЯ НАРАБОТКА ШИН ДЛЯ ТРАКТОРОВ, САМОХОДНЫХ ШАССИ И ТРАКТОРНЫХ ПРИЦЕПОВ ПРИ ОБЪЕМЕ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ ДО 30.

Примечание. При увеличении транспортных работ до 60% гарантийная наработка уменьшается на 30.

ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК ЭКСПЛУАТАЦИИ ШИН ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН, РАБОТАЮЩИХ СЕЗОННО.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ВИДОВ РАЗРУШЕНИЙ ПОКРЫШЕК И КАМЕР.

1. Производственные дефекты.

равномерный преждевременный износ протектора, т.е. износ до подканавочного слоя ранее установленной гарантийной нормы пробега.

отслоение протектора — местное или по всей окружности — от брекера или вместе с брекером от каркаса.

раскол протектора по канавкам или глубокие (до слоев корда) трещины на протекторе и боковине.

расхождение стыка боковины и стыка протектора с боковиной с последующим вздутием или разрывом каркаса.

расслоение каркаса с последующим разрывом, сквозным или несквозным.

расслоение каркаса (указать, между какими слоями.

разрыв каркаса при наличии извилин нитей и при отсутствии механических повреждений и ударов.

разрыв проволочного кольца.

пропуск воздуха у пятки вентиля.

отслоение резиновой пятки вентиля.

2. Эксплуатационные дефекты.

преждевременный односторонний, неравномерный (пятнистый) износ протектора из-за неправильного развала или схождения колес, из-за резкого торможения или трогания с места, изношенности и ослабления колесных подшипников, втулок и рулевых тяг.

срыв резины по протектору и боковине.

расслоение или износ каркаса вследствие использования для езды с пониженным внутренним давлением, перегрузки машины или колеса (при неравномерном размещении груза в кузове.

удары о дорожные препятствия при езде с большой скоростью и на сильно нагретых шинах.

механические повреждения — пробои или порезы протектора или боковины, пробой каркаса (сквозной или несквозной.

разрушение борта или разрыв бортового кольца вследствие нарушений правил монтажа — демонтажа шин.

прокол или пробой.

продольный разрыв со стороны обода.