Под контейнер

Под контейнер

Под контейнерНесмотря на пессимистические прогнозы, контейнерные перевозки в России продолжают развиваться.

текст: Михаил Ожерельев / 09.06.2010.

Несмотря на пессимистические прогнозы, контейнерные перевозки в России продолжают развиваться. Их растущие объемы влекут увеличение парка специализированного подвижного состава. Последнее время многие известные производители прицепной техники взяли курс на выпуск универсальных полуприцепов для комбинированных контейнерных перевозок. Современные модели отличаются от предыдущих функциональным разнообразием, но основными критериями совершенства, как и прежде, остаются прочность, надежность и удобство в эксплуатации.

Контейнер — наиболее удобная и самая надежная тара для большинства типов грузов на дальних и сверхдальних маршрутах. Просторы океанов бороздят сотни гигантских сухогрузов-контейнеровозов, по железным дорогам материков курсируют тысячи поездов с контейнерными платформами. При этом важная роль звеньевого и замыкающего практически в каждой контейнерной линии отводится автотранспорту, доставляющему груз непосред­ственно к заказчику. За послед­ние 10–15 лет контейнерные автоперевозки стали одним из самых прогрессирующих видов автотранспортной деятельности.

Сравнительно недавно контейнеровозную гамму активно осваивало большинство известных отечественных и зарубежных производителей прицепной техники. В последнее время кризис несколько остудил бурный рост этого сегмента, однако, судя по мнению специалистов, с которыми удалось пообщаться на выставках «Комтранс-2010» и «Транс-Россия», рынок контейнерных перевозок в нашей стране постепенно оживает. На это влияет целый ряд факторов, таких, как открытие новых морских терминалов на западе России, увеличение объема импорта в нашу страну заокеанских товаров, перевозимых только в контейнерах. Следовательно, рынок прицепной техники для контейнерных перевозок в скором времени должен получить дополнительный стимул развития. Итак, что же требуется от современного полуприцепа-контейнеровоза.

Главным отличием шасси для контейнера от других типов прицепного подвижного состава, скажем трала или роспуска, является специальная конструкция рамы и обязательное наличие стандартных замковых приспособлений (фитингов) для крепления контейнеров. Размеры контейнеровозов подбирают в строгом соответствии со стандартными размерами транспортных контейнеров: 20, 30, 40 и 45 футов. Наиболее распространен подвижной состав для перевозки 20-футовых (типоразмер 1С и 1СС) и 40-футовых (типоразмер 1А и 1АА) контейнеров. Именно эти грузовые единицы чаще всего используются во всем мире. Также встречаются контейнеры с нестандартной, увеличенной до 2,8 м высотой, так называемые High-Cube (HQ). Для перевозки высоких контейнеров используют низкорамные контейнеровозы, имеющие ступенчатую грузовую платформу. Ступенчатая платформа позволяет еще и снизить центр тяжести груженого транспортного средства, поэтому низкорамные модели также применяются для транспортировки обычных контейнеров. А прямые контейнеровозы сегодня используются в основном для работы с танк-контейнерами.

Вместимость контейнеровозов зависит от их длины. Самые короткие рассчитаны на перевозку одного 20-футового контейнера, более длинные могут взять два 20-футовых или один 40-футовый контейнер. При этом грузоподъемность контейнеровоза не является принципиальным параметром, она определяется максимально допустимым весом контейнера (24 т для 20-футового; 30,5 т для 40-футового), который обычно контролируется на перевалочных базах. Другое дело — неравномерное распределение нагрузки по осям, ухудшающее управляемость и устойчивость транспортного средства, особенно на скользкой дороге. Лучше когда один 20-футовый контейнер перевозится не в задней части платформы, а в средней. Это позволяет получить оптимальное распределение на­грузки: примерно 27% на седельное устройство и 73% на оси полуприцепа.

Почти все крупные зарубежные производители для расширения спектра применения своей продукции используют телескопическую схему. Раздвижная рама дает возможность короткому и маневренному транспортному средству в случае необходимости увеличивать длину грузовой платформы и перевозить не только стандартные 20- и 30-футовые, но и 40- и 45-футовые контейнеры, равно как и два стандартных одновременно. Распространено три вида телескопирования рамы: кормовое, центральное и фронтальное. У каждой функции свое назначение. Например, кормовое выдвижение используется при подготовке к установке 40-футового контейнера; центральное — позволяет увеличить межосевое расстояние в сцепке и рационально перераспределить осевые нагрузки при перевозке одного 20-футового контейнера; фронтальное — дает возможность вписаться в нормы законодательства по длине при транспортировке 45-футового грузового места.

В сегменте универсальных раздвижных прицепов основная конкуренция сегодня ощущается между немецкими производителями, которые забирают на себя львиную долю рынка. Это такие бренды, как Schmitz Cargobull, Krone, Humbaur, Fliegl, Koegel.

Компания Koegel представля­ет на российском рынке семей­ство полуприцепов Maxx: Port Maxx 40, Port Maxx 40 simplex (кормовое выдвижение), Port Maxx 45 simplex (кормовое выдвижение) и Port Maxx 45 duplex (полностью раздвижной), выпускаемых на головном предприятии в немецком Буртенбахе. Также компания недавно запустила новый проект из семейства Foxx. Это более дешевый, но такой же надежный контейнеровоз Foxx cc — полуприцеп с выдвижной кормовой частью (очень схож с моделью Port Maxx 40 simplex) и используется для перевозки контейнеров любого типа. Данный продукт выпускается на чешском предприятии в Хоцене. Хорошо знакомы отечественные перевозчики и с продукцией компании Schmitz Cargobull. Недавно семейство шасси от «синего слона» было разделено на две группы: Gooseneck (ступенчатая платформа) и Straight (прямая платформа). Характер­ным признаком нового поколения шасси Gooseneck является высота рамы на уровне 130 мм. При этом даже при перевозке контейнеров увеличенной вместимости типа HQ габаритная высота не превышает 4 м. Благодаря центральной части заднего выдвижного механизма в современных версиях шасси LX, MX и Euro можно легко и безошибочно установить контейнеры в желаемую позицию. Шток поршня выдвижного пневматического цилиндра теперь надежно расположен в центральной полости, что значительно повышает срок его службы. Также была усовершенствована модель 24G с устройством центрального телескопирования Sliding Bogie. Удобная в использовании полуавтоматическая система управления исключает возможность ошибок и гарантирует точную установку различных позиций шасси. С помощью тягача 20-футовый контейнер легко передвигается в требуемое положение: для разгрузки у пандуса в позицию сзади, а для надежной езды с требуемой нагрузкой на седельно-сцепное устройство в позицию посередине. На увеличение доли рыночного пирога в Schmitz Cargobull рассчитывают, выпуская еще один продукт — тентовый полуприцеп Интрига в том, что производитель из Альтенберге задался целью совместить в полуприцепе новой генерации два типа транспортных средств — для общих и контейнерных перевозок. В последнем случае дополнительные поворотные фитинги (Twistlock) позволят, предварительно сняв надстройку, перевозить один 40-футовый или два 20-футовых контейнера. По расчетам Schmitz Cargobull, сегодня в такой универсальности заинтересованы порядка 20% потенциальных клиентов, остальные 80% предпочитают приобретать специализированные контейнеровозы.

Еще один известный рыночный игрок — компания Krone в своем модельном ряду также делает ставку на раздвижные шасси. Так, новый полуприцеп Box Liner eL TU6 позволяет транспортировать 20-футовые контейнеры, расположив посередине, а также выполнять их погрузку и выгрузку сзади. Рама выдвигается по центру при помощи тягача и фиксируется пневматически. Предварительный выбор контейнера и соответственно все необходимые операции производятся через удобную и интуитивно понятную систему управления. Водитель выбирает тип подлежащего транспортировке контейнера на дисплее, а электроника в автоматическом режиме управляет пневматическим выдвижением кормовой и фронтальной части и выводит информацию о дальнейших действиях. Так же удобно производится и процесс разгрузки.

Не менее интересный раз­движной контейнеровоз есть у ком­пании Fliegl (модель SDS 380 Vario V2), только интересен он не столько системой управления раздвижением, сколько наличием самосвального гидрооборудования. То есть, установив на такой полуприцеп открытый контейнер, можно получить полноценный самосвал, пригодный, например, для перевозки легковесных навалочных грузов или металлолома. По словам сотрудников Fliegl Fahrzeugbau, в Европе спрос на контейнеровозы-самосвалы сегодня опережает предложение, однако рыночные перспективы такого рода техники в России пока туманны, поэтому в ближайшее время SDS 380 Vario V2 поставляться к нам не будет.

Теперь о российских производителях. Отечественное прицепостроение в этом сегменте сегодня представлено именами: ОАО «ВОМЗ», ЗАО «Новтрак», ОАО «Авто­прицеп-КамАЗ» (бывший Ставропольский завод автомобильных прицепов), ОАО «Уралавтоприцеп», ООО «Могилев­трансмаш», ЗАО «Тверь­строй­маш». Компания «Новтрак» выпускает прицепную технику совместно с зарубежными партнерами. Сначала в роли компаньона выступала немецкая компания Sommer, теперь владельцем пакета акций стала компания Meusburger. Гамма выпускаемой продукции осталась прежней. Из свежих новинок отметим низкорамный облегченный контейнеровоз SK-240 grkr-6-light предназначенный для транспортировки 20-, 30-, 40-футовых контейнеров, в том числе HQ. Отличительной особенностью этой модели является новая запатентованная технология контейнерных замков — Quick-Lock, которая обеспечивает автоматическое закрепление контейнера в момент его установки на полуприцеп. Система включает в себя 2 стационарных замка на передней балке, 6 съемных замков и 10 адаптеров. Съемные замки могут устанавливаться на любой из имеющихся адаптеров.

Другой известный российский бренд — Grunwald на сегодняшний день имеет в своей производственной программе четыре типа универсальных контейнеровозов, предназначенных для перевозки 20-, 30-, 40- и даже 45-футовых контейнеров. Среди них недавно выведенная на рынок калининградским производителем раздвижная модель контейнерного низкорамника снаряженной массой 6 т. Кормовое выдвижение, необходимое для установки одного 40-футового или двух 20-футовых контейнеров осуществляется при помощи пневмопривода.

Порядка 10 моделей полуприцепов-контейнеровозов выпускает челябинская компания «Уралавтоприцеп» (ЧМЗАП). Среди них двухосные и трехосные, прямые и низкорамные модификации грузоподъемностью от 24 до 33,5 т. Одна из интересных новинок — низкорамная модель ЧМЗАП-9911W с кормовым раздвижением. Этот контейнеровоз может перевозить 45-футовый контейнер HQ.

Компания «Тверьстроймаш», известная на рынке как крупный производитель прицепов-тяжеловозов, выпускает низкорамный контейнеровоз 99393 в трех модификациях: С, LE, SE. Из них две последних — раздвижные. Все модификации оснащены осями с пневмоподвеской, осями BPW и тормозной аппаратурой Wabco с электронной тормозной системой TEBS. Помимо этого производитель из Твери по желанию заказчика устанавливает фитинговые крепления для перевозки контейнеров на все производимые модели тяжеловозов.

Все вышеизложенное говорит о том, что российский рынок контейнеровозов развивается в соответствии с общими тенденциями в экономике. Подытоживая, следует отметить: сегодня производители не пытаются навязать рынку свое видение транспорта, а наоборот — чутко реагируют на запросы самих перевозчиков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector