Основные понятия и термины используемые в сфере грузоперевозки

Основные понятия и термины используемые в сфере грузоперевозки

Основные понятия и термины используемые в сфере грузоперевозкиОсновные понятия и термины используемые в сфере грузоперевозки.

Агент — доверенное лицо (юридическое или физическое), совершающее определенные действия по поручению другого лица (принципала) от его имени и в его интересах. Юридическим основанием для выполнения агентом действий служит агентский договор. Форма его может быть различной: письменный договор, подробно перечисляющий права и обязанности сторон, либо доверенность на выполнение агентских действий или разовых поручений.

Агентирование — 1) выполнение агентом определенных функций; 2) отношения, существующие между двумя сторонами, когда одна сторона (агент) уполномочена другой стороной (принципалом) выполнять от ее имени определенные поручения по отношению к третьей стороне.

Агентский договор — договор между доверителем и агентом, определяющий характер и объем поручения, которое агент обязуется выполнить за счет и от имени доверителя за агентское вознаграждение. В агентском договоре, кроме перечня обязанностей сторон, содержатся также указания о порядке взаимоотношений с третьими лицами, сроке действия договора и условиях его прекращения, размере вознаграждения агенту, а также порядке и сроках его отчетности перед доверителем.

Ад Валорем — метод исчисления провозных платежей при перевозке ценных грузов либо размера таможенных пошлин в виде твердых ставок за единицу измерения товара в процентах от его цены.

Аддендум — дополнение или приложение к договору, в которое включаются согласованные сторонами новые условия и поправки к нему. Широко распространен при оформлении чартеров. Аддендум подписывается обеими сторонами или их агентами таким же образом, как и чартер.

Аккредитив — обязательство банка произвести по просьбе и указанию импортера платеж экспортеру (при наличных расчетах) или акцептировать тратту, выставляемую экспортером (при расчетах в кредит), в пределах определенной суммы и срока против предусмотренных документов (обычно коносамента, страхового полиса, счета-фактуры). Во внешнеторговой практике различают следующие основные виды аккредитива: безотзывный аккредитив, открываемый на определенный срок без права изменения или аннулирования до истечения этого срока; отзывный аккредитив, обязательство по которому может быть аннулировано банком в любой момент; переводной аккредитив, который может быть передан другому лицу; документарный или товарный аккредитив, оплачиваемый банком при предъявлении товарораспорядительных документов; компенсационный — аккредитив, открываемый покупателем в пользу продавца под обеспечение безотзывного аккредитива, открытого на имя покупателя лицом, которому покупатель перепродал товар; предварительный — аккредитив для оплаты еще не отгруженных грузов; выплата по нему производиться не против коносамента, а против складской расписки и подобных документов; револьверный — автоматически возобновляемый аккредитив; с «красным условием» — аккредитив с условием, по которому банк выплачивает авансом часть суммы А. против представления, складской расписки или другого подобного документа вместо коносамента;. учетный — аккредитив в виде учета банком тратт, выставленных экспортером на покупателя; «чистый» — аккредитив, выплата по которому производится без предоставления продавцом отгрузочных документов.

Акцептование — форма безналичных расчетов между поставщиками и покупателями за отпущенные товары, услуги и работы, при которой банк по поручению клиента получает причитающиеся суммы на основании расчетных документов.

Акциз — один из видов косвенного налога на товары и услуги, включаемого в цену или тариф. Выборочный акциз распространяется на определенный круг товаров и услуг массового спроса и предметов роскоши. Акциз в широком понимании (универсальный акциз) представляет собой налог с продаж и налог на добавленную стоимость.

Арбитраж — 1) способ разрешения имущественных споров, осуществляемый несудебными органами, а отдельными лицами — арбитрами или третейскими судьями — в порядке, предусмотренном соглашением сторон или установленном законом; 2) специальный орган для решения имущественных споров, возникающих при осуществлении торговых операций, поставке товаров и их перевозке и т.п.

Беспошлинный ввоз — ввоз на территорию данной страны товаров, ценностей и иных предметов без уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов.

Бондовый груз — товар, хранящийся на таможенном складе и не оформленный в соответствии с таможенными правилами. Может быть выпущен для свободного обращения на территории страны ввоза только после уплаты таможенных пошлин и сборов и выполнения всех таможенных формальностей.

Брокер — посредник, который содействует совершению розничных сделок (коммерческих, кредитных, страховых, фрахтовых и т.д.) между заинтересованными сторонами (клиентами) по их поручению и за их счет. За посредничество брокер получает вознаграждение — брокерскую комиссию, составляющую обычно 3-5 % от суммы сделки. При заключении сделки на более выгодных для клиента условиях брокер получает оговоренную в договоре часть сэкономленной суммы.

Варрант — специальное свидетельство, выдаваемое товарным складом о приеме товара на хранение с обозначением веса, количества мест, качества и количества товара; состоит из двух частей (складского свидетельства и залогового свидетельства) и имеет характер товарораспорядительного документа. Право владения складированным товаром может быть передано другому держателю варранта путем учинения на данном свидетельстве передаточной надписи. Залоговое свидетельство может быть использовано для получения займа под залог товара, а также продажи товара. Складированный товар выдается держателю варранта только при предъявлении обеих его частей.

Ввоз — режим пропуска в страну через таможенную границу импортных товаров; основные положения, регулирующие условия ввоз товаров со стороны государственных органов страны, в которую ввозится товар.

Вес брутто — масса товара вместе с упаковкой внутренней (неотделимой от товара до его потребления) и внешней — тарой. В практике международной торговли используются также термины полубрутто (вес брутто за вычетом массы наружной упаковки) и фактический вес брутто.

Вес нетто — масса товара без тары и упаковки. В ряде стран при исчислении таможенной пошлины в вес нетто включается и масса внутренней (первичной), неотделимой от товара до его употребления, упаковки, в которой он доставляется потребителю (вес полунетто). По весу нетто, как правило, устанавливается цена на товар с учетом также стоимости тары и упаковки.

Весовой сертификат или «отвес» — документ, подтверждающий массу поставленного товара. Он обычно содержит подробный перечень всех мест в каждой партии груза с указанием массы каждого места (отвесов). Bесовой сертификат составляется весовщиками в пунктах отгрузки, перевалки и выгрузки товара и признается бесспорным доказательством веса.

Ветеринарные и санитарные свидетельства — документы, удостоверяющие незараженность товаров. Требуются соответствующими карантинными и таможенными органами при ввозе в страну импорта животных, птиц, сырых животных продуктов, свежих фруктов и овощей и др. товаров. Ветеринарные и санитарные свидетельства выдаются органами ветеринарного и санитарного надзора в стране отгрузки товара. Обязанность предоставления перевозчику этих документов лежит на грузоотправителе, который несет ответственность за последствия, могущие возникнуть при их отсутствии либо неправильном оформлении.

Внешний коносамент — коносамент, выдаваемый на груз, отправляемый за границу.

Габариты — основные размеры (длина, ширина, высота) изделия, грузового места и т.д.

Гарантийное письмо — документ, в соответствии с которым поручитель (гарант) принимает на себя обязательства в части определенных условий договора, например, условий транспортировки, платежа. Гарантийное письмо может быть истребовано банком, если товарораспорядительные документы, предъявленные к оплате по аккредитиву, не вполне соответствуют предусмотренным условиям.

Генеральный полис — страховой полис, по условиям которого страхователь обязуется застраховать у страховщика, выдавшего такой полис, все грузы, получаемые или отправляемые им в определенных размерах в течение определенного срока. В генеральном полисе обязательно указывается срок его действия, объем и пределы ответственности страховщика, сроки платежа страховой премии и ряд других специальных условий. По генеральному полису грузы считаются застрахованными от и до любых пунктов отправления и назначения на весь оговоренный в полисе период перевозки любым видом транспорта, включая перегрузки и перевалки, а также предшествующее и последующее хранение на складах. То есть генеральный полис предусматривает непрерывность страхового покрытия, что освобождает страхователя от дополнительного страхования груза.

Гратификация — денежное вознаграждение, повышающее заинтересованность агентов, брокеров и др. участников перевозки или торговой сделки в выполнении возложенных на них обязанностей.

Груз — перемещаемый (перевозимый, транспортируемый) товар. Совокупность физико-химических свойств груза, потребность в таре и упаковке, а также условия и техника его перевозки, перегрузки и хранения определяют транспортную характеристику груза и влияют на цену его перевозки. Различают следующие основные виды грузов: массовые; наливные; сухогрузы; навалочные/ насыпные; генеральные; экспортные грузы; импортные грузы.

Грузовая квитанция — документ, удостоверяющий принятие органом железнодорожного или внутреннего водного транспорта груза к перевозке, т.е. расписка перевозчика в принятии товарно-материальных ценностей. Грузовая квитанция составляется на имя определенного грузоотправителя и выдается ему. В случае утраты груза грузовая квитанция дает право на предъявление к перевозчику претензии и иска.

Грузовая накладная — см. Транспортная накладная.

Грузовая таможенная декларация — унифицированный документ для таможенных целей, заполняемый на каждую партию груза, перемещаемую через таможенную границу. Содержит сведения о грузе, его отправителе и получателе, составляется распорядителем товара. В Российской Федерации грузовая таможенная декларация совпадает по форме с Единым Административным Документом, но не имеет формально-юридического признания за пределами РФ по причине расхождения в применяемых классификаторах.

Грузовой поток или грузопоток — количество грузов, перевозимых определенным видом транспорта за один год или за другое фиксированное время из одного пункта в другой.

Грузооборот — экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.

Грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, сдавшее груз к перевозке и указанное в качестве отправителя в перевозочном документе.

Грузополучатель — физическое или юридическое лицо, которому по указанию грузоотправителя должен быть выдан груз в пункте назначения.

Грузопоток — количество груза (товара) в тоннах, перевозимого в одном направлении за определенный период времени.

Декларант — лицо, перемещающее товары через таможенную границу, или таможенный брокер (посредник), заявляющие (декларирующие), представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства для целей таможенного оформления от своего имени.

Демередж — оплата штрафа железной дороге за простой вагона против обусловленного времени.

Диспашер — официальный эксперт, который занимается установлением факта наличия общей аварии, определением суммы убытков и распределением их среди ее участников. Диспашер составляет диспашу на основе документов, освещающих обстоятельства происшествия и подтверждающих характер, причину и размер убытка, стоимость поврежденного имущества. Диспашер по требованию заинтересованных лиц обязан выдать им за их счет засвидетельствованные копии всех имеющихся в его распоряжении документов. Заключение диспашера о наличии общей аварии может быть оспорено в суде.

Договор перевозки — договор между перевозчиком и грузовладельцем, по условиям которого перевозчик обязуется доставить груз в названный пункт назначения, а грузовладелец — оплатить установленную провозную плату.

Договор страхования — договор между страхователем и страховщиком, включающий в себя условия страхования.

Единый транспортный тариф — единые ставки платежа за перевозку грузов по всей стране или между отдельными пунктами транспортных магистралей на линиях обслуживаемых разными компаниями.

Естественная убыль грузов — утеря, недостача массы грузов, возникающая при их транспортировке вследствие присущих этим грузам естественных свойств (усушки, утруски, утечки и т.п.

Железнодорожная накладная — документ, которым оформляется договор перевозки груза железнодорожным транспортом. Является товарораспорядительным документом и подтверждением железной дороги в приеме груза к перевозке. Составляется грузоотправителем на станции отправления и следует с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю. В железнодорожной накладной кроме обычных для транспортного документа сведений указывается требуемая скорость перевозки груза. В отечественной практике приняты условные значения таких скоростей (в км в сутки): для обычных грузов используется малая скорость, которая составляет для мелких отправок — 180 км, для повагонных отправок — 330 км, для маршрутных отправок — 550 км; для ценных и скоропортящихся грузов используется большая скорость, которая составляет условно от 330 км (для мелких отправок) до 660 км (для рефрижераторных поездов со скоропортящимися грузами.

Импорт товаров — ввоз в страну иностранных товаров, технологий, услуг, капитала для реализации и приложения на внутреннем рынке страны-импортера, а также для транзита в третьи страны. Различают видимый импорт — импорт товаров, фактически ввезенных в страну и проданных на ее территории, и невидимый импорт — услуги, оплаченные в иностранной валюте, (например затраты на перевозку импортируемых грузов, пассажиров, страхование, услуги и др.). Импорт регулируется национальным законодательством, политико-правовыми ограничениями, таможенными тарифами, системой лицензирования и другими нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.

Инвойс — см. Счет-фактура.

Инкассо — вид банковской операции по передаче денежных средств от одних клиентов другим, от плательщиков получателям.

Интермодальные перевозки — см. Смешанный транспорт.

Информационный поток — совокупность циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля над логистическими операциями.

Кapантинный надзор — комплекс санитарно-охранных мероприятий по предотвращению завоза в страну из-за границы эпидемических заболеваний и сельскохозяйственных вредителей и болезней. Карантинный надзор осуществляется путем карантинного досмотра транспортных средств и грузов, прибывающих в страну. Импортные грузы растительного и животного происхождения должны иметь ветеринарные и санитарные свидетельства, выдаваемые органами карантинного надзора страны-экспортера.

Коммерческая логистика — имеет дело не только с управлением материальным потоком, но и с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться деятельность по распределению.

Коммерческий акт — документ, составляемый перевозчиком или его представителем в удостоверение факта недостачи, повреждения или порчи груза при его выдаче грузополучателю в пункте назначения. Коммерческий акт фиксирует причины несохранности груза, размер и характер ущерба; имеет большое значение при ликвидации убытков страховщиком. Коммерческий акт служит основанием для предъявления получателем груза претензии о возмещение перевозчиком убытков. Отметка о составлении коммерческого акта делается на оборотной стороне транспортной накладной.

Логистика маркетинга — функции логистики: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных сфер и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры. Перечисленные функции логистики позволяют решить задачи, стоящие перед маркетингом.

Логистическая операция — обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального, информационного или финансового потока.

Логистическая cистема — адаптивная система с обратной связью выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая как правило из нескольких подсистем.

Логистическая функция — укрупненная группа логистических операций, направленная на реализацию целей логистической системы.

Логистическая цепь — линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (производителей, дистрибьюторов складов общего пользования и т.п.), осуществляющих логистические операции по доведению внешних материальных, информационных и финансовых потоков от одной логистической цепи до другой или до конечного потребителя.

Логистический инжиниринг — организация и управление комплексом или отдельным видом материально-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекте в эксплуатацию с разработкой новых технологических процессе на предприятии.

Логистический менеджмент — логистическое управление обеспечивает точный учет временных и производственных факторов в целях совершенствования управления финансовыми, информационными, а также внутренними и внешними материальными потоками.

Логистические издержки — затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.д.

Макрологическая система — система управления, охватывающая производственные, снабженческо-сбытовые, торговые транспортные предприятия и организаций в регионе.

Маркетинг логистических услуг — особенностью этого маркетинга является, как правило, наличие большого числа и разнообразия потребителей; необходимо учитывать, какой товар продается, кому и почему. Отсюда и характер требований на рынке к логистическому обслуживанию и затраты на него. Один из способов оценки логистического обслуживании основан на величине стоимости, на которую возрастает общая стоимость перевезенных или обработанных товаров.

Материалопоток — продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций и отнесенная к временному интервалу.

Материальный менеджмент — управление материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя.

Менеджмент логистического канала — управление работой канала распределения. Работа канала влияет на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конченому потребителю.

Менеджмент снабжения — организация и управление материально-техническим снабжением. Менеджмент цепи поставок — деятельность по удовлетворению потребностей производства в материалах с максимально возможной эффективностью.

Микрологическая система — система управления, охватывающая внутрипроизводственную логистическую деятельность фирмы, связанную с интеграцией подготовки и планирования производства со сбытом, снабжением, транспортно-складским и погрузо-разгрузочными работами.

«Навалом» — бестарная перевозка массовых грузов (руды, угля, песка), а также металлолома, жмыхов и т.п. При перевозке зерна без тары применяется термин «насыпью.

Навалочный / насыпной груз — груз, перевозимый без упаковки, «навалом», «насыпью» или россыпью (руда, уголь, зерно, удобрения и т.д.

«Наливом» — бестарная перевозка жидкого груза (нефти и нефтепродуктов, масел, спирта, жиров и т.п.) в специализированных транспортных средствах — наливных судах (танкерах), железнодорожных и автомобильных цистернах.

Негабаритный груз — грузовые места, размеры которых превышают габариты, допустимые при обычных перевозках. Порядок предъявления и перевозки негабаритных грузов определяется специальными правилами и тарифами.

Непреодолимая сила — см. Форс-мажор.

Непрямая погрузка — погрузка с перевалкой на склад, возникающая в случае, когда судно или другой вид транспорта задерживаются с подходом и груз их ожидает (например, на лихтерах) и грузоотправитель принимает решение о выгрузке груза на склад до подхода судна (вагона, автомобиля.

Нетто — чистая масса (вес) товара без упаковки.

«Нечистый» коносамент — коносамент в котором сделаны оговорки о состоянии (качестве) перевозимого товара, груза.

Нормы естественной убыли — размер допустимых естественных потерь в массе или объеме перевозимых грузов под воздействием естественных причин (усушки, утечки, утруски) в условиях нормального технологического процесса их хранения, перевалки и транспортировки, в пределах которых перевозчик не несет ответственности за недостачу (см. также Естественная убыль груза). Нормы естественной убыли для различных грузов обычно зависят от расстояния перевозки, количества перевалок, вида тары и времени года и исчисляются отдельно по каждому виду транспорта, участвующему в перевозке.

Нормы погрузки-выгрузки — договорные или нормативные условия, определяющие количество единиц, массы или объема груза, подлежащего погрузке или выгрузке за единицу времени (обычно день или сутки); устанавливаются в целом для судна или на каждый его рабочий люк. Нормы погрузки и выгрузки при внешнеторговых перевозках обычно фиксируются в чартере в единицах массы или объема груза за единицу времени или дается указание, что грузовые операции должны производиться по обычаям портов либо «как обычно», либо «с обычной скоростью», либо «так быстро, как судно может принимать / сдавать груз». При перевозке грузов «навалом» продолжительность стояночного времени судна под грузовыми операциями часто определяется в виде определенного количества дней и часов, отводимых под всю операцию (погрузка, выгрузка). При этом нормы погрузки-выгрузки особо не оговариваются. Для танкеров время погрузки и выгрузки объединяется и исчисляется в часах в зависимости от размера судна.

Оборотный коносамент — коносамент, составленный на предъявителя или на приказ поименованного в нем лица. Держатель оборотного коносамента имеет право собственности на грузы и право на их выдачу по условиям документа.

Объем партии поставок товаров — обеспечивающие минимальное значение суммы двух составляющих — транспортно-экспедиционных расходов и затрат на формирование запасов.

Овертайм — сверхурочное время; проведение грузовых операций в нерабочее время за оплату по повышенному тарифу.

Опасные грузы — груз (кислоты, воспламеняющиеся, взрывоопасные вещества и др.), который при неправильном обращении может стать причиной ущерба для транспортного средства или имущества, гибели или ухудшения здоровья людей. Транспортировка опасных грузов осуществляется в соответствии с особыми условиями перевозок.

«Oт двери до двери» — современный способ доставки грузов со склада (завода, фабрики и т.п.) отправителя до склада (или другого согласованного места) получателя. Обычно такой способ транспортировки обеспечивается посредством контейнерных перевозок грузов. Перевозки «от двери до двери» оформляются документами, покрывающими доставку грузов данным способом.

Отгрузочная спецификация — товаросопроводительный документ, содержащий перечень всех видов и сортов товаров, входящих в данную партию товара, с указанием места, количества и рода каждого товара. Если партия товара состоит из отдельных грузовых мест, составляется поместная отгрузочная спецификация. Отгрузочная спецификация является неотъемлемым приложением к договору купли-продажи или договору поставки. Обычно дополняет счет на поставку товаров разных сортов и наименований.

Оферта — предложение продавца, направленное покупателю, о продаже партии товара на определенных условиях.

Перевозчик — лицо, которое по договору перевозки осуществляет или оказывает посредничество в доставке груза с использованием транспортного средства.

Претензия — требование, предъявляемое одной из сторон другой и вытекающее из их правоотношений. Обстоятельства, могущие служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, удостоверяются правилами и обычаями, существующими в данной стране или порту. Право на предъявление претензии имеют отправители и получатели груза. Причем это право реализуется отправителями или получателями в зависимости от того, какое обстоятельство послужило основанием для предъявления претензии. Отправители и получатели грузов могут передавать свое право на предъявление претензии друг другу, своим вышестоящим организациям, транспортно-экспедиторским организациям и страховщикам. Данная передача удостоверяется передаточной надписью на транспортном документе. Претензия подается в виде письменного заявления, в котором должны быть указаны: наименование, адрес и банковские реквизиты заявителя; обстоятельства, являющиеся основанием претензии и краткое ее обоснование; содержание требований, сумма претензии и ее расчет; перечень прилагаемых документов; дата составления заявления. Перевозочные документы предъявляются только в подлиннике.

Рейс — транспортный процесс перевозки грузов или пассажиров за определенный промежуток времени между географическими пунктами или районами.

Рефрижератор — транспортное средство с холодильной установкой (автомобиль, поезд, судно) для перевозки скоропортящихся грузов.

Санкции — условие коммерческих сделок, предусматривающее право одной из сторон потребовать возмещения в размере и форме, предусмотренных сделкой, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения другой стороной принятых на себя обязательств.

Сертификат — 1) письменный финансовый документ, свидетельство, удостоверяющее факт внесения его владельцем определенной суммы денежных средств и предоставляющее ему вытекающие из этого права; 2) документ, удостоверяющий качество товара (сертификат качества.

Сертификат о происхождении товара — документ, подтверждающий страну происхождения или вывоза товара; выдается торговой палатой или другим аналогичным учреждением страны происхождения товара и является необходимым в международной торговле. Представление сертификата о происхождении товара необходимо в случаях, предусмотренных законодательством страны ввоза или международными договорами для применения к товарам льготного режима или режима наибольшего благоприятствования в отношении таможенного обложения (например, позволяет использовать преференциальный тариф) либо мер фитосанитарного или ветеринарного характера.

Синергетический эффект или сертификат «происхождения», или свидетельство о происхождении товара — достижение такого совокупного результата управления транспортом, запасами, хранением и другими функциями как единых целых, который превосходит сумму отдельных слагаемых, рассматриваемых в качестве изолированных объектов управления.

Сквозная аккордная ставка — стоимость услуги экспедитора при организации перевозки «от двери до двери» по специальным тарифам, куда входят стоимость погрузочно-разгрузочных работ в местах погрузки, выгрузки и перевалки, работ по упаковке товаров, их хранению, а также затраты экспедитора на таможенную очистку, страхование, оформление всех необходимых документов. Все эти расходы суммируются и предлагаются грузовладельцу в виде сквозной аккордной ставки.

Складская расписка или товарная квитанция — документ, подтверждающий принятие товара (груза) на товарный склад для хранения и свидетельствующая о праве на владение товаром (грузом), хранящимся на складе. Складская расписка может использоваться как залоговый документ (варрант) для получения ссуды и перепродажи товара.

Срок поставки — оговоренное в договоре и установленное в нем время поставки товара (груза) или период времени, в течение которого товар (груз) должен быть доставлен, передан покупателю.

Срок доставки груза — период времени, в течение которого перевозчик обязан доставить груз по назначению и за соблюдение которого он несет ответственность перед грузовладельцами. Срок доставки груза включает в себя время, необходимое для транспортировки груза от пункта отправления до пункта назначения (в том числе операции по его погрузке и выгрузке), выполнение различных вспомогательных операций и оформление документов. За задержку в доставке грузов против установленных сроков перевозчик уплачивает грузовладельцу штраф, обычно устанавливаемый в процентах от провозной платы. При возникновении чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств (см. Форс-мажор) перевозчик освобождается от уплаты штрафа за просрочку в доставке груза.

Сроки хранения грузов — время, устанавливаемое специальными правилами, в течение которого прибывшие грузы должны быть приняты грузовладельцем и вывезены с места погрузки или разгрузки (порта, железнодорожной станции и др.). Сроки хранения грузов зависят от свойств грузов (подверженность порче, необходимость специальных условий хранения и т.п.). Грузы, не принятые и не вывезенные получателями в установленный срок, считаются невостребованными и обычно подлежат реализации.

Страхование — система мер, направленная на полное или частичное возмещение потерь от тех или иных рисков (последствия стихийных бедствий и несчастных случаев, утрата материальных ценностей и трудоспособности и т.п.) путем переложения их последствий с одной стороны (страхователя) на другую сторону (страховщика) за определенное вознаграждение.

Страхователь — сторона в договоре страхования, на обязанности которой лежит уплата страховщику страховой премии за принятие на себя последним обязанности возместить страхователю убытки при наступлении страхового случая. Страхователь может заключить договор страхования, как в свою пользу, так и в пользу другого лица.

Страховой полис — документ, выдаваемый страховщиком в удостоверение договора страхования и содержащий его условия. В зависимости от объема страхования, срока действия договора, пределов ответственности его участников, специальных условий различают несколько видов страховых полисов.

Страховой случай — наступление события, против которого осуществлялось страхование. Во время страхового случая страхователь обязан принять меры к спасанию и сохранению застрахованного имущества, относясь к нему так, как если бы оно не было застраховано. Страховщик обязан возместить страхователю его расходы по предотвращению и уменьшению убытка.

Счет-фактура — документ, удостоверяющий фактическую поставку товара и/или оказание услуг и их стоимость. Выписывается продавцом (поставщиком) на имя покупателя (потребителя) после окончательной приемки товара последним. Счет-фактура содержит подробное описание и цену поставляемого товара или услуг, номер отгрузочного документа, сумму счета и иные реквизиты и может служить в качестве накладной, направляемой с товаром, а при оформлении на специальном бланке — в качестве сертификата о происхождении товара.

Терминал — производственно-технологический комплекс, предназначенный для осуществления операций, связанных с перевозками грузов.

Транзитная декларация (T-1) Транзитная декларация T-1 должна сопровождать по территории ЕЭС все грузы неевропейского происхождения (например, из США, стран Азии) и грузы, приходящие с европейских таможенных складов (bonded/customs warehouse). Транзитная декларация Т-1 на грузы, прибывающие по суше, делается на границе ЕЭС, если груз прибывает извне, либо поставщиком/агентом поставщика или перевозчика/экспедитора — если груз пришел с таможенного склада внутри ЕЭС. На авиагрузы, а также на грузы идущие морем, из стран, не входящих в ЕЭС, Т-1 делается прямо в аэропорту/порту прибытия уполномоченным агентом. Если груз отправлен самолётом из страны ЕЭС и требует Т-1, данная декларация должна быть предоставлена отправителем/поставщиком, либо груз должен сопровождаться авианакладной со специальной пометкой. Транзитная декларация Т-1 составляется на основании инвойса и упаковочного листа.

Транспортная накладная — сопроводительный перевозочный документ, содержащий данные о товаре и подтверждающий заключение договора перевозки груза.

Ящик — транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцевыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector