О работе на тракторе

О работе на тракторе

О работе на трактореО работе на тракторе.

(Социальная сеть «Вконтакте», группа «На своей земле», тема «Ликбез для начинающих», 2010-11 гг.

Тот, кто уже имеет трактор, дальше может не читать — ничего нового он не узнает. Эти заметки для тех, для кого трактор уже желанное, но пока еще непостижимое, а поэтому и слегка пугающее явление. Скажу сразу — содержать трактор, эксплуатировать его — гораздо проще, чем легковой автомобиль. Устройство его если и отличается от устройства автомобиля, то только в упрощенную сторону. У трактора нет подвески в ходовой части, значит, нет проблем ни с рессорами, ни с аммортизаторами, ни с креплением всех этих узлов и деталей. У трактора нет задних ступиц колес (колеса жестко крепятся к полуоси), нет карданных валов, (кроме имеющих передний привод), нет тормозов на передние колеса, нет рамы. Двигатель дизельный, значит, нет ни системы зажигания, ни системы питания, привычных по бензиновому двигателю, нет и забот по их обслуживанию. Топливный насос высокого давления (ТНВД) обеспечивает в нужный момент впрыск строго определенной доли топлива в цилиндр, где она смешивается с воздухом и самовозгорается от сжатия. ТНВД не требует никакого ухода, кроме периодического долива масла. А что есть в тракторе, чего нет в машине? Только гидросистема для работы задней навески и вал отбора мощности (ВОМ) для привода рабочих органов некоторых агрегатов. Устройство и того, и другого не требует вмешательства годами. Управлять трактором гораздо легче, чем автомобилеи. Малая скорость передвижения, великолепный обзор, легкое рулевое (гидроусилитель), отличная маневренность (раздельные тормоза на правое и левое колесо) делают трактор доступным даже для ребенка. А большой выбор скоростей ( у МТЗ 18 вперед и 4 назад), огромный запас тяги, хорошие сцепные качества с грунтом из-за большого диаметра ведущих колес делают трактор универсальным энергосредством практически на всех существующих на селе работах, будь то хоть сельскохозяйственные, хоть лесозаготовительные, хоть строительные или транспортные работы. Человек, умеющий ездить на автомобиле, освоит управление трактором за несколько часов. Сцепление, тормоза, газ — все то же самое. Большой выбор скоростей сначала смущает, но к этому быстро привыкаешь, тем более. что на практике всеми этими передачами пользоваться не приходится. Я, например прекрасно обхожусь без 4 и 7 передач, хотя работаю практически со всеми основными орудиями. Дальше — рычаги управления гидронавеской. И тут ничего сложного быть не может — все станет простым и понятным через несколько приемов включения той или иной позиции. С точки зрения безопасности, трактор, конечно, более опасен для своего владельца, чем легковой автомобиль. Если машина несет опасность для окружающих, то трактор, вместе и с этим, опасен и для своего владельца. В первую очередь — при его заводке пускачом . Если не выключить передачу, то трактор, при ожившем дизеле, тут же дернется вперед. А ведь человек в это время стоит как раз перед его колесом. Сколько трактористов погибло при таких несчастных случаях — не счесть. Или крутящиеся органы орудий — тоже повышенную опасность представляют, так же как и карданные валы, если они не защищены специальными кожухами. Нельзя ремонтировать орудия в вывешенном и не подпертом состоянии — опасно. А навешивать орудия, не оборудованном автосцепкой — тоже представляет опасность уже для человека, который помогает, его может зажать между трактором и орудием. В общем расслабляться при всей простоте действий, связанных с управлением трактором, нельзя.

Об уходе за трактором. Он минимален. Я весной в начале сезона сливаю отстой с фильтра грубой очистки топлива, с топливных баков, очищаю масляную центрифугу, меняю фильтр тонкой очистки топлива, доливаю масло до нужного уровня в двигатель, в гидроусилитель руля, в бак гидросистемы, проверяю, нет ли подсоса воздуха помимо воздушного фильтра, проверяю в нем уровень масла, смазываю рулевые пальцы и выжимной подшипник, разжимные шарики в тормозах, очищаю ребра масляного радиатора от грязи, раз в три года снимаю и промываю радиатор охлаждения, подтягиааю крепежные болты везде, где это необходимо. В течение всего сезона отстаиваю солярку не менее двух дней, перед тем, как залить её в бак, весной и осенью разогреваю двигатель горячей водой перед заводкой. Эти простые меры помогают — за восемнадцать лет эксплуатации трактора в дизеле не было ни только ни одной серьезной поломки, но и вообще никакой. Все стоит родное, все с завода — до последнего распылителя в форсунках. Конечно, это говорит не только о моей заботе о дизеле, но, в первую очередь, об отличном качестве тракторов Минского тракторного завода. Конструкторы создали трактор таким, каким он и должен быть — простым, надежным, удобным в эксплуатации и ремонте. Поломки бывают, но ремонт трактора — доступная вещь для любого человека, хотя бы немного разбирающегося в технике. Здесь нет сложных узлов и деталей, устройство любого узла становится понятным уже при внимательном изучении специальной литературы. Стоит начать ремонт, как видишь, что на заводе и здесь все предусмотрено для облегчения такого труда. Например, пришлось как-то менять подшипник №42212 в дифференциале заднего моста. Поразило, насколько быстро и без усилий можно добраться до нужной детали — а это ведь самое нутро трактора. Или тоже раз отказало сцепление в самый разгар сезона работы на обработке огородов. Тут каждая минута денег стоит — и немалых! А трактор надо половинить — отделять переднюю часть от задней, иначе до сцепления не добраться. Большая работа? А мы с приятелем только вдвоем, без кран-балок, используя обычный домкрат и двухсотлитровую бочку, как каток под поддон дизеля, раскатили трактор на две части, заменили сломавшийся валик выжимного подшипника и собрали обратно. Ушло на это. 4 часа! И так везде, где приходилось заниматься ремонтом — все доступно, все понятно, если есть инструмент и деталь на замену — без мучений и хлопот ремонт идет своим чередом. Есть у меня родственник — деревенский учитель. Сельский интеллигент в чистом виде — в технике разбирается не просто плохо, а вообще никак. Так вот даже он эксплуатирует трактор Т-40 тоже с 1992 года (вместе землю брали, вместе и трактора покупали). И пашет, и косит, и сено с дровами возит. И от трактора избавляться не собирается, хотя удовольствия от работы на нем, я вижу, не получает. Но уж очень не заменим трактор в сельской жизни.

Работа на тракторе, если не вылезать из него полный рабочий день — утомляет очень сильно. Виной здесь, в основном, шум и вибрация. И все это очень вредно сказывается на здоровье. Настоящие трактористы, работающие круглый год, и особенно в колхозах в прежние годы, когда за посевной шла химпрополка, за ней кормозаготовка, затем уборка, вспашка зяби — и когда работа исчислялась сутками, а гектары — тысячами, такие вот труженики никогда практически не доживали до пенсии. Исключения редки. Только я могу вспомнить сейчас не менее десятка знакомых людей, ушедших из жизни на рубеже в 56-58 лет. Виной одно — труд на тракторе. Сейчас, конечно, такой работы уже нет, но в сезон тоже приходится работать и по 12, и по 14, и даже по 16 часов. А куда деваться? Люди платят сейчас, сумеешь — воспользуйся. Пройдет неделя-две — никто копейки уже не даст. После такого рабочего дня есть только одно средство, помогающее снять усталость и возобновить силы за короткую майскую ночь. Это — водка. Не выпьешь вечером — не встанешь утром. Это не оправдание и не популяризация употребления спиртного, это — реальность. Вот поэтому среди механизаторов так много людей пьющих. Я пробовал иногда обходиться без дозы спиртного в конце такого рабочего дня — результат всегда был один — встаешь разбитый, не отдохнувший, чуть ли не больной. Всю ночь спишь неспокойно, внутри — как пружина какая-то вибрирует. Но и перебирать с алкоголем нельзя — тогда вместо отдыха к утру получишь только похмельный синдром. Я лично пью за ужином или грамм сто водки, или пару бутылок пива — этого хватает в самый раз.

Самая сложная работа на тракторе — с плугом. Он имеет несколько регулировок, и каждая из них взаимосвязана. Хорошо пахать за один сезон научиться нельзя. Особенно это видно сейчас, когда профессиональных трактористов мало, а тракторов в каждом селе десятки и сотни. Купил человек трактор, к нему есть плуг, пришла весна — паши огороды. На них и учатся. И не один десяток испортят, пока научатся, или продадут трактор. Самая простая и легкая работа — с фрезерными культиваторами. Регулировка только одна — по глубине обработки почвы. То же самое и в работе с картофелекопалкой. Но с ними другая проблема — они тяжелые, и при переездах опасны именно этим. На небольшой вроде бы кочке может подкинуть передок и тут же станет трактор свечкой, задрав морду в небо. Поэтому при работе с тяжелыми орудиями нужно ставить противовесы на переднюю часть. Самая тяжелая работа — с косилкой. Казалось бы — катайся по полю, коси, что здесь трудного, не пахать ведь. Да, трактору легко, нагрузки никакой нет, с косилкой и мини-трактор справится. Но вот трактористу косьба дается тяжело. Жара, духота, (и те же шум и вибрация, сквозняки в открытые двери и окна — я свою невралгию тройничного нерва заработал именно на косьбе еще в 1997 году). А начни косилка ломаться — а ломается она регулярно, а начни забиваться скошенной травой, когда надо постоянно останавливаться и выходить из трактора, чтобы очистить полотно. А если еще попутный ветер, когда скошенную траву валит перед полотном, а если трава уже полегшая, а если на поле полно муравейников или вообще пеньков (позвали косить поляны, а не сеяную траву), а если. и таких если много может набраться. Вот поэтому рубль, заработанный на косьбе, гораздо тяжелей дается рубля с пахоты, или, тем более, фрезерной культивации. Самая опасная работа — с груженым прицепом на скользкой дороге, особенно, где есть косогоры. Трактор ведь легкий — три тонны — а прицеп сам весит немало, да груза там четыре, а то и пять тонн. Тормоза на прицепе редкость, я по крайней мере с этим не сталкивался. На тракторе тормоза только на задних колесах. На сухом покрытии все нормально, но если грязь или гололед. да груженая тележка, да уклон. экстрим полный. Я попадал в такие ситуации не больше трех-четырех раз (с чужими тележками, транпортных работ у меня немного), но яркие (если не ужасные) вречатления от таких поездок помню до сих пор. Поэтому начинающему трактористу стоит сто раз подумать, прежде чем решиться на поездку в лес за дровами, если накануне прошел снег с дождем, а по дороге есть хотя бы один затяжной склон (и не обязательно крутой). А в остальном. Я жду не дождусь весны, чтобы снова сесть за руль трактора, ощутить под собой послушную твоей воле силу и мощь великолепной машины, дать газу. Трактор — это жизнь! Полная, яркая, интересная.

О рентабельности. Трактор должен работать и зарабатывать, иначе его можно и не иметь вовсе. Расходы на него — транспортный налог (у нас 25 руб за л.с.), солярка, запчасти. Раз в 10 лет меняю резину, в пять — аккумулятор (камазовский — 190 а.ч. — 6500 руб), в прощлом году купил новый стартер ( 5000 руб.). Солярки за сезон уходит до 700 литров — 14000 руб. Текущий ремонт забирает немного — иногда подшипник в ступице поменяешь, иногда еще какая-нибудь мелочь замены потребует. А доходы, не считая того, что трактор участвует во всех хозяйственных и строительных работах, существенно снижая их себестоимость, и уже этим принося прибыль, складываются из работ по найму. Цены у нас в этом году были такие — вспахать или скультивировать огород (10 соток) — 800 рублей, скосить гектар травы на сено — 1200-1300 рублей, тележка дров в зависимости от сорта древесины и величины распила — 2500-3500 руб. На транспортных работах — рублей 300-400 за час. Самая выгодная работа — фрезерная культивация, затем — вспашка огородов. Именно огородов. а не полевых участков, там цена дешевле. Огород же пашется за полчаса, солярки здесь уходит не больше трех литров, а стоит услуга 800 руб. Можно сажать и обрабатывать картофель, выкапывать его — но здесь уже не так массово, как на вспашке и косьбе. да и конкуренция очень большая, так как тракторов много, и с каждым годом их становится все больше. Можно купить трактор и орудия к нему, но прождать весь сезон заказов — а их не будет. Клиенты предпочитают нанимать тех, чью работу они знают, тех, кто работает на них годами. Я начинал еще в то время, когда частных тракторов в селе было всего два — мне легче, да и орудия у меня есть такие, каких в округе больше ни у кого нет — фрезерные культиваторы, фрезерная гребневая картофелесажалка, сейчас приобрел ещё один культиватор, буду из него делать уже безгребневую фрезерную сажалку, окучник фрезерный есть в планах сделать. Так что у меня другая проблема в сезон — как успеть сделать всем желающим, не доведя ни трактор до поломки, ни себя до болезни. Я ежегодно веду учет работы, знаю, сколько сделал, сколько солярки потратил, сколько денег получил. Сравнивая с предыдущими годами, видишь динамику. Она в нашу пользу — с каждым годом на выработанный мото-час прибыль понемногу растет. В этом году на каждый мото-час пришлось по пятьсот рублей дохода. Это с учетом и своих работ, за которых мне, конечно, никто не платил. Если же учитывать только работы по найму, то на мото-час вышло уже по семьсот пятьдесят рублей. Учитывая, что в мотто-час мой трактор потребляет 4-6 литров солярки ( 80-120 руб), плюс амортизация рублей 50-70, то рентабельность довольно высока. Но рассчитывать разбогатеть от работы на тракторе нечего. Если запросы невысоки и понтов нет — жить можно. Если равняться на других, когда вокруг каждый день покупают иномарки и ездят отдыхать в Египет или Турцию — надо искать что-то другое. Меня же мой образ жизни вполне устраивает — добрая жена, да жирные щи — другого добра не ищи — поговорка прямо про меня. Я и не ищу.

О марках. Если не брать мини-тракторы, то основных — отличающихся по весу и мощности — всего три. Это Т-25, Т-40 и МТЗ-80. Есть еще ЮМЗ, но его по этим критериям тоже можно отнести к МТЗ-80. Принципиальной разницы нет и между Т-40 и МТЗ-80. Первый полегче и поменьше мощности имеет, поэтому работу делает ту же, но орудия нужны другие, поменьше. Он не потянет трехкорпусный плуг (по нашим почвам, по крайней мере), на него не повесишь навесную двухрядную картофелекопалку, фрезерный культиватор тоже нужен уже свой — не больше двух метров захвата. Но Т-40 (особенно модификация с передним ведущим мостом) отлично может работать в лесу на трелевке, да и на вывозке леса он тащит такую же тележку 2ПТС-4. что и Беларус. Различие у этих тракторов в системе охлаждения дизеля — у Т-40 оно воздушно-принудительное, как в известном Запорожце. Преимуществ тут только то, что нет ни радиатора, ни помпы — лишних забот с их ремонтом и обслуживанием. Но на пахоте эти трактора в жаркую погоду перегреваются чаще Беларусов, а в холодное время их уже не прогреешь горячей водой перед запуском, что очень ему способствует. Если же судить об удобствах управления тех или иных марок — то это дело чисто субъективное. Я, например, считаю, что нет ничего удобнее моего МТЗ-80, но другой человек, привыкший к своему трактору, возразит, что его трактор ничуть не хуже, и будет прав — кто к чему привык (а привыкаешь быстро), то для него и удобно. Т-25 тут стоит в отдельном ряду — это самый маленький, но не менее уважаемый трактор. Для ЛПХ или небольшого фермерского хозяйства — идеальная техника. Деньги наравне с другими тракторами он может зарабатывать только на сенокосе, так как орудия там легкие (косилка, грабли), и поэтому мощность дизеля и вес трактора роли не играют. Даже выгоднее на нем работать — цену берешь ту же, а затраты на солярку существенно ниже. Что до остальных работ — почвообработка, лес, стройка. транспортные работы — для себя, да, все сделает, лучше не надо. Но если планировать зарабатывать на этих услугах, то трактор нужен, конечно, помощнее. У Т-25 есть еще преимущества — он мало занимает места во дворе и гараже, к нему легче сделать самодельные орудия, вследствие их малого размера и веса. Что касается самоходного шасси на базе этого трактора, то это чисто транспортное средство с самосвальным кузовом и хорошей проходимостью. Достоинств трактора — универсальность во всех видах работ — у него нет. В общем, если стоит выбор (и нет никакого опыта) перед тем какой трактор приобрести — главный критерий должен быть такой — для чего нужен вам трактор? Для ЛПХ и небольшого крестьянского хозяйства без услуг населению — и Т-25, и т-40 подойдут одинаково, но вот если собираетесь деньги зарабатывать еще и на услугах — нужен трактор не меньше Т-40. Если же основой будет именно услуги населению, то есть большой объем работ в разных сферах — почвообработка, лесные работы, механизация строительных работ, механизация выращивания картофеля на достаточно больших площадях — лучше МТЗ-80, с его надежностью, универсальностью, доступностью и разнообразием орудий — ничего нет.

Закончил очередной весенне-полевой сезон. Это был уже двадцатый. Учитывая, что и денег заработал, и технику не сломал, и сам не заболел, и с людьми (клиентами) ни разу не поссорился — сезон был хороший. По этим четырем критериям работу в сезон и оценивают. Все они важны, и все не так просто достижимы, как кажется. Насчет денег — взять их могут не все. Живем в одном селе, все друг друга знаем, есть родственники, соседи, друзья родственников и соседей, одноклассники и сослуживцы. С кем-то когда-то ходил на танцы, гонял по ночным улицам на мотоциклах, с кем-то пил водку, бывал на совместных каких-то торжествах и праздниках — забудь все! У трактора друзей нет! Берешь со всех — с родственников и знакомых, с богатых и бедных, с начальников и работяг, с эллинов и иудеев, с братьев и сватьев, с мертвых и живых. Стоит только раз сделать кому-то скидку — все. пропал. Психологически брать с другого уже не сможешь. Если скинул одному, почему надо брать с другого, третьего? Не надо стесняться своих намерений и целей — заработать деньги. И вот поставить себя так, при этом никого не обидев, и ни с кем не поссорившись — надо суметь. Тут нужен и характер, и такт, и выдержка, и разум. Получается не у всех. Знаю многих, кто даже плуги в сезон не навешивает — знает, проработает даром весь сезон. Есть люди, которые очень охотно пользуются услугами таких совестливых и безотказных приятелей, не умеющих говорить нет . Их хвалят в разговорах, очень любят и тоже чем-то помогают при нужде, но денег никогда не предлагают, считая, что это человека обидят. Тут все по пословице — людям угодишь — себе досадишь . Вот, чтобы себе не досаждать, плуги они даже и не навешивают, по тем или иным причинам. А на нет, как говорится, и суда нет. А заработать в сезон можно неплохо, и зарабатывают, кто умеет. Деньги на огородах уходят не мерянные. Только в нашем районном центре на 10 000 жителей, около тысячи с лишним огородов. Средняя цена была нынче от 700 до 1000 рублей в зависимости от размера участка. Вот значит от семисот тысяч до миллиона только за неделю трактористы получили. Кто-то и десяти тысячам рад, кому-то (их единицы, конечно) — и 80 — 100 тысяч за норму. В сезон — как на войне! Успеть все — вот главное. В таком бешеном ритме я живу только раз в году — именно в сезон вспашки огородов. В другое время на ремонт ушло бы пара дней — здесь делаешь за четыре часа. А ломается всегда — нагрузки большие. Выручает своя ремонтная база (все есть вплоть до токарного станка) и опыт работы с железом. Ни разу пока не было случая, чтобы из-за поломки трактора или сельхозорудий было потеряно больше одного дня. Норма на ремонт — часа три-четыре. А бывает, что за это время и трактор при ремонте сцепления на две половинки раскатывали. Всякое бывало за эти двадцать лет. Не было только одного — разочарования. Да, тяжело. Но я свободен. И глядя, как другие прогибаются под начальство на своих местах службы (я до фермерства работал ответственным секретарем в газете), я ни разу не пожалел, что в девяностые годы резко сменил образ жизни.

Copyright: Геннадий Легостаев. 2012 Свидетельство о публикации №212012400645.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector