Механизация, тракторы и сельскохозяйственное производство




Механизация, тракторы и сельскохозяйственное производствоМеханизация, тракторы и сельскохозяйственное производство.

Человек в глубокой древности начал возделывать культурные растения. Землю он тогда обрабатывал только при помощи палки и камня. Постепенно палка и камень сменились мотыгой. Позже появились и другие сельскохозяйственные орудия — лопата, коса. грабли, серп, цеп. Все эти орудия были ручные, и их применение требовало от человека большой затраты мускульной силы.

Чтобы облегчить свой труд и повысить его производительность, человек стал использовать на сельскохозяйственных работах домашних животных: вола, верблюда, лошадь и др. Понадобились новые орудия, и люди создали их. Сначала это были соха. борона. а позднее плуг ; еще позднее появились сеялка, косилка. жатка.

Замена мускульной силы человека силой упряжных животных привела к значительной экономии человеческого труда. Например, работа пахаря с использованием конной тяги стала в 8—10 раз производительнее ручного труда с мотыгой.

В XIX в. на смену упряжным животным пришел трактор. Впервые стали применяться колесные тракторы с паровой машиной в Англии и Франции в 30-х годах XIX в. и появились они сначала на транспорте и в армии. С 1850 г. паровые тракторы начали использовать на пахоте и других сельскохозяйственных работах. С появлением трактора было изобретено много различных сельскохозяйственных машин, приводимых в действие механической энергией. Сельское хозяйство стало постепенно механизироваться.

В дореволюционной России тракторы насчитывались единицами и они были только в крупных помещичьих хозяйствах. Механизация сельского хозяйства в нашей стране началась лишь после Октябрьской революции. Упряжных животных стали заменять тракторами и автомобилями, а сохи и деревянные бороны — орудиями и машинами на тракторной тяге. Социалистическая промышленность стала выпускать для сельского хозяйства тракторные плуги, бороны, культиваторы, косилки, комбайны и другие сельскохозяйственные орудия и машины.

Механизация внесла коренные изменения в сельскохозяйственное производство. Например, чтобы убрать и обмолотить урожай зерновых с одного гектара с помощью серпа и цепа, три человека должны работать 6—8 дней. На самоходном комбайне, который выпускает наша промышленность, один человек убирает гектар зерновых всего за 30 мин. т. е. затраты труда сокращаются примерно в 300 раз.

Но значение механизации не ограничивается заменой ручного труда и живой тяги машинами. Механизация позволяет создавать более благоприятные условия для жизни и развития растений и животных и получать максимум сельскохозяйственных продуктов при минимальных затратах труда. Кроме того, механизация высвобождает значительное число людей из сельскохозяйственного производства для других отраслей народного хозяйства. Вот почему партия. правительство уделяют такое большое внимание механизации сельскохозяйственного производства в нашей стране.

Ежегодно наши заводы выпускают для сельского хозяйства машины почти шестисот наименований. В 1972 г. в колхозах и совхозах было свыше 2 млн. тракторов различной мощности, свыше 650 тыс. зерноуборочных комбайнов, сотни тысяч других машин, орудий и механизмов.

Уже появились и появятся более энергонасыщенные и совершенные тракторы, комбайны, различные механизмы и машины. В результате значительно возрастут мощности в сельскохозяйственном производстве.

В наше время основу энергетики сельскохозяйственного производства составляют подвижные источники энергии — трактор и механические двигатели.

«Стальной конь » — так метко назвал народ трактор. Современный трактор на пахоте заменяет несколько десятков и даже сотен лошадей, зимой на санях или летом на специальном колесном прицепе трактор может тянуть за собой десятки тонн груза. Без этой мощной тяговой машины немыслима механизация работ в сельском и лесном хозяйстве, на строительстве дорог, в промышленности и многих других отраслях народного хозяйства.

Дореволюционная Россия не имела тракторостроительной промышленности, да и нужды в массовом производстве тракторов не было: при единоличном крестьянском хозяйстве с крохотным земельным наделом трактор не мог найти себе применения.

В 1924 г. ленинградский завод имени С. М. Кирова начал изготовлять колесные тракторы с керосиновым двигателем в 20 л. с. (14,7 кВт). Эти еще маломощные машины помогали первым коммунарам налаживать новую жизнь. способствовали объединении мелких хозяйств крестьян-единоличников в крупные коллективные хозяйства. В годы первой пятилетки были построены три огромных тракторных завода — в Сталинграде, Харькове и Челябинске.

Позже вступили в строй и другие гиганты тракторной промышленности.

Массовое производство разнообразных тракторов позволило механизировать почти все сельскохозяйственные работы. Трактор проник в отдаленнейшие уголки, а профессия механизатор стала одной из самых распространенных.

Трактор завода имени С. М. Кирова.

Один из основных путей повышения производительности труда в сельскохозяйственном производстве — увеличение скоростей движения машинно-тракторных агрегатов. Поэтому современные тракторы имеют двигатели большей мощности, чем выпущенные ранее, что позволяет выполнять работы на повышенных скоростях. В ближайшем будущем появятся еще более мощные сельскохозяйственные тракторы с двумя и четырьмя ведущими колесами, с двигателем 80 л. с. (58, 98 кВт), гусеничные и колесные с двигателем 150—175 л. с. (110,7—128,97 кВт) и другие, предназначенные для работы со скоростью до 3—15 км/ч.

Во многих районах нашей страны поля расположены на крутых склонах. Обычный трактор здесь работать не может. Для этих районов будут выпущены тракторы повышенной устойчивости. Для механизации работ в виноградниках, расположенных на склонах, создается портальный гусеничный трактор.

Независимо от конструктивных особенностей все тракторы имеют двигатель с пусковым устройством, передаточную часть (трансмиссию), ходовую часть (ходовой аппарат), рабочее оборудование и органы, управления.

В двигателе химическая энергия топлива преобразуется сначала в тепловую, а затем тепловая энергия — в механическую. Кроме того, в двигателе прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня преобразуется во вращательное движение коленчатого вала.

Трансмиссия передает вращающий (крутящий) момент от коленчатого вала двигателя к движителям ходовой части трактора. Трансмиссия современного колесного трактора обычно имеет управляемую муфту сцепления, неуправляемую соединительную муфту «гибкого» типа, увеличитель крутящего момента, коробку перемены передач, промежуточную и конечную передачи, дифференциал и приводные валы колес. Трансмиссия гусеничных тракторов дифференциала обычно не имеет, но оборудуется механизмами поворота.

Управляемая муфта сцепления служит для временного разъединения коробки передач и двигателя перед включением или выключением той или иной передачи и для последующего плавного, безударного соединения коробки передач и двигателя.

Гибкая соединительная муфта позволяет передавать вращательное движение под небольшим углом, величина которого при эксплуатации трактора может несколько изменяться.

Увеличитель крутящего момента (УКМ) дает возможность временно увеличивать силу тяги трактора за счет снижения скорости движения без его остановки. Это бывает необходимо, когда трактор трогается с места с большой нагрузкой, а также на труднопроходимых участках.

Коробка перемены передач (КПП) позволяет изменять скорость, силу тяги и направление движения трактора, а также отключать ходовой аппарат от двигателя; последнее нужно во время пуска двигателя или во время его работы при неподвижном тракторе.

Промежуточная и конечная передачи служат для передачи и увеличения крутящего момента, или момента тангенциальной силы.

Дифференциал позволяет ведущим колесам вращаться с разными скоростями.

Корпусы двигателя и трансмиссии у некоторых тракторов соединяются между собой непосредственно и образуют остов трактора, который через подвеску (например, рессоры) или непосредственно опирается на ходовой аппарат. Многие тракторы имеют остов в виде рамы.

Ходовой аппарат служит опорой трактора и преобразует вращательное движение ведущих колес в поступательное движение трактора.

Ходовой аппарат гусеничного трактора имеет гусеницу. Эта гусеница представляет собой бесконечную шарнирную стальную ленту, по которой катится трактор.

Колесный пропашной трактор повышенной проходимости.

Опорная поверхность гусеницы очень велика; с почвой одновременно сцепляется 10—12 почвозацепов (выступов) гусеницы, поэтому даже при меньшем давлении на почву буксование у гусеничных тракторов значительно меньше, чем у колесных.

Колесные тракторы имеют ведущие (обычно задние) и направляющие (обычно передние) колеса. У тракторов повышенной проходимости передние колеса делают также ведущими; такие колесные тракторы с успехом работают на переувлажненных и песчаных почвах. На задний мост колесных тракторов обычной компоновки приходится около 70—75% общего веса трактора, поэтому пневматические шины их задних колес значительно больше шин передних колес.

Однако возможна и такая компоновка агрегатов (Т-150К, К-700), при которой на передний и задний мосты («оси») трактора — при его работе с полной нагрузкой — общий вес машины распределяется почти поровну. В этом случае все колеса делают ведущими и оборудуют шинами одинакового размера и устройства.

Для улучшения сцепления с почвой шины ведущих колес имеют высокие почвозацепы и накачиваются воздухом до сравнительно небольшого давления; шины передних, неведущих колес имеют несколько большее внутреннее давление. что уменьшает их износ и облегчает трактористу управление трактором.

Трактор может работать с прицепными, навесными и полунавесными машинами и орудиями. Они соединяются с трактором при помощи прицепного или навесного устройства; для управления этими машинами тракторы оборудованы гидравлической системой.

Рабочие органы многих машин, работающих в агрегате с трактором, приводятся в движение валом отбора мощности (ВОМ) трактора. В случае необходимости тракторы используют также и для того. чтобы через шкив и ременную передачу привести в движение рабочие органы стационарных машин; шкив обычно устанавливают на ВОМ.

Движение колесных машин направляют, изменяя положение передних колес при помощи рулевого управления, а гусеничных — уменьшая скорость вращения одной гусеницы относительно другой; последнее производится при помощи или управляемой фрикционной муфты сцепления, или планетарного механизма, включенных в трансмиссию трактора между промежуточной и конечной передачами.

Некоторые колесные тракторы (К-700, Т-150 К) имеют раму, состоящую из двух частей, соединенных между собой шарнирно так, что эти части рамы могут поворачиваться одна относительно другой как в вертикальной, так и горизонтальной плоскости.

Передняя часть рамы несет на себе двигатель, коробку передач и другие агрегаты и узлы и опирается на передний мост. Задняя часть рамы несет на себе рабочее оборудование и опирается на задний мост. Направление движения у таких тракторов изменяют при помощи гидросистемы поворотом одной части рамы трактора относительно другой.

Если после отсоединения двигателя нужно остановить трактор или замедлить скорость его движения, включают тормозную систему. При торможении только правого или левого ведущего колеса (или отключении и торможении одной из гусениц) трактор делает крутой поворот.

Гусеничный трактор (болотоходный.

Самоходное шасси (с самосвальным кузовом.

Тракторы предназначены для разных работ и подразделяются на сельскохозяйственные, лесохозяйственные, промышленные и транспортные; в зависимости от назначения они имеют свои особенности устройства и действия. Кроме того, тракторы различают по типу ходовой части (колесный, гусеничный и колесно-гусеничный), типу двигателя (дизельный, карбюраторный, газовый) и силе тяги.

По величине номинальной силы тяги (в тоннах) тракторы разделяются на тяговые классы. например: 0,6 тс, 0,9 тс, 1,4 тс, 2,0 тс, 3,0 тс, 4,0 тс, 5,0 тс, 6,0 тс. Номинальная сила тяги — сила. которую трактор развивает при работе на стерне (почва — чернозем или суглинок ) нормальной влажности и плотности; при этом буксование движителей не должно превышать 5% у гусеничных и 17—18% у колесных тракторов.

Среди сельскохозяйственных тракторов есть тракторы общего назначения, пропашные, садовые, ви-ноградоводческие, самоходное шасси, тракторы по -вишенной проходимости, крутосклонные и горные. Тракторы общего назначения используют на пахоте, сплошной культивации, посеве, уборке, транспортных перевозках и на других работах, которые не предъявляют специальных требований к величине дорожного просвета и колеи трактора.

У пропашных тракторов, предназначенных для обработки промежутков между рядами растений (междурядий), увеличен дорожный просвет (клиренс ) — расстояние от поверхности почвы (дороги ) до нижних частей трактора. Это нужно для того, чтобы при обработке междурядий не повреждать растения. Кроме того, у пропашных тракторов регулируется колея (расстояние между серединами правого и левого колеса), так как расстояние между рядами растений различно: для картофеля, например, одно, а для кукурузы — другое.

На пропашных тракторах можно выполнять и работы общего назначения, поэтому их называют универсальными.

На виноградниках для глубокой обработки междурядий и других тяжелых работ применяют, виноградоводческие тракторы. Они имеют небольшую ширину (около 1 м) и высоту.

Для обработки хлопчатника применяют трехколесные пропашные тракторы с увеличенным клиренсом. Они очень поворотливы, маневренны.

Работы в междурядьях садов, под кронами деревьев, в междурядьях ягодников, в огородах выполняют с помощью универсальных пропашных тракторов. Тракторы такого типа имеют небольшие размеры, у них регулируется не только колея и дорожный просвет, но и продольная база (расстояние между осями передних и задних колес.

Для работы в трудных условиях — на переувлажненных, рыхлых и песчаных почвах, а также на плохих дорогах — применяют колесные и гусеничные тракторы повышенной проходимости. Колесные тракторы имеют не два, как обычно, а четыре ведущих колеса, а гусеничные — гусеницу с увеличенной опорной поверхностью.

У самоходного шасси двигатель. трансмиссия и рабочее место водителя расположены в задней части, а сельскохозяйственные машины и орудия навешиваются на ту часть рамы, которая располагается между передним и задним мостами. Это позволяет трактористу хорошо видеть междурядья и легко следить за ходом и действием рабочих органов машин. На самоходные шасси можно также установить самосвальный кузов для перевозки грузов или другие машины и приспособления. Самоходные шасси чаще всего имеют регулируемую колею, и обычно они универсальны.

Сельскохозяйственное производство — сезонное, и поэтому многие машины, например самоходные комбайны, работают 30—40 дней в году, а большую часть года простаивают. Это приводит к «замораживанию» огромных материальных ценностей. Было предложено разделить самоходный комбайн на две самостоятельные части: постоянно используемую часть — самоходное шасси и навесную легко заменяемую часть, которая может быть, например, или комбайном для уборки тех или иных культур, или машиной для внесения удобрений, или кузовом для перевозки грузов. Все это резко увеличивает сроки использования самой дорогой и сложной части такого агрегата — самоходного шасси — и дает большой экономический эффект.

Новости и разделы.