Маркировка шин




Маркировка шинМногие из нас обращали внимание на множество обозначений, которыми исписаны автомобильные шины. Но мало кто знает, что все они означают. При выборе шин полезно знать хотя бы основную информацию, используемую в условных обозначениях. Мы облегчили эту задачу для Вас, подготовив статью, в которой постарались максимально полно раскрыть всю информацию, скрываемую за всеми этими условными знаками. Подробнее.

Маркировка шин.

В настоящее время на прилавках большой ассортимент шин. Они отличаются большим набором характеристик: фирма производитель, страна производитель, модель, сезонность, допустимая нагрузка, допустимая скорость, высота, ширина, радиус, наличие шипов, допустимое давление, необходимость камеры и многие другие. Маркировка шин за последние годы значительно усложнилась, современные автошины имеют маркировку тяги, протектора, температурного сопротивления и пр. показателей.

Вся эта информация нанесена непосредственно на шину в виде условных обозначений. Для того чтобы разобраться в этих обозначениях, предлагаем Вашему вниманию данную статью. В ней мы попробуем максимально просто и доступно разъяснить, что же скрываю эти замысловатые буквы и цифры, которыми исписана вся поверхность шин. Этих обозначений достаточно много, и каждое обозначение располагается на определенном месте. На рисунке 1 показано, в каком местах находится то или иное обозначение. Иногда внутренний борт шины содержит информацию, не включенную во внешний борт, и наоборот.

Маркировка шин — Маркировка шин.

Прежде чем приступать к выбору шин, мы рекомендуем обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля, в котором заводом изготовителем даны рекомендации и допустимые параметры, оптимально подходящие для Вашего автомобиля.

1. Имя производителя или название бренда.

3. Обозначение типоразмера.

3а. Ширина. Число указывает на ширину профиля (а также и на семейство шин). Ширина профиля является чисто конструктивным размером шины, замеряемая по гладким боковинам на шине. Для эксплуатации более важной является габаритная ширина, учитывающая толщину монтажных поясков, декоративных поясков и надписей на шине. Она может превышать ширину профиля примерно на 6%. Ширину шины, установленной на обод с другой шириной профиля (но допустимой по условиям эксплуатации), можно приблизительно определить путем прибавления или вычитания 5 мм на каждые 1/2 дюйма увеличения или уменьшения ширины профиля обода.

3б. Высота профиля. Каждый второй покупатель уверен, что вторая величина это высота профиля в миллиметрах, однако это отношение высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах, именно в процентах, и не надо про это забывать. Поэтому шины 185/70 R14 и 195/65 R14 имеют одинаковую высоту. Также вторая цифра обозначает серию колеса. Если второе число отсутствует, то оно, как предполагают, равно 82% (так называемая полно профильная шина). Если число является большим чем 200, то это — диаметр всей шины в миллиметрах. Преимущества более широких шин по сравнению с узкими аналогичного размера: — больший ресурс; — большая грузоподъемность; — лучшая передача тяговых, тормозных и боковых сил (меньший увод колеса); — более быстрая реакция на поворот руля; — меньшее сопротивление качению; — возможность применения тормозных дисков большего размера. Недостатки: — большая стоимость; — большее требуемое пространство, а также уменьшение предельных углов поворота колес, что связано с увеличением радиуса поворота; — большее пространство для размещения запасного колеса; — некоторое ухудшение плавности хода; — повышенное сопротивление воздуха; — менее благоприятные зимние качества; — увеличенная склонность к аквапланированию уже при средней степени износа; — увеличение усилия на рулевом колесе (при отсутствии усилителя.

3в. Диаметр диска. Цифра после R — диаметр диска, для которого шина предназначена, в дюймах (на грузовиках может стоять ещё код диапазона нагрузки после этой цифры). Чем меньше наружный диаметр шины, тем меньше напряжения в деталях трансмиссии и подвески. Недостаток — колесо в большей мере копирует дорожные неровности.

Размеры шин — Размеры шины.

Основными размерными параметрами шин являются ширина В (дюймы или мм) и высота Н (мм) профиля, номинальный посадочный d (дюймы) и наружный D (мм) диаметры, а также ширина опорной части протектора B1, габаритная ширина профиля В2, учитывающая противоударные выступы, статический радиус r и ширина профиля В3 при статической нагрузке (все в мм). При этом необходимо отметить, что практически все (кроме двух последних) размеры шин указываются для смонтированных на обод и накачанных воздухом шин без приложенной к ним нагрузки. К основным размерам обода, помимо посадочного диаметра d, относятся также его посадочная ширина С (мм) и высота его фланца h (мм.

3г. Тип конструкции шины. R — обозначает, что конструкция шины радиальная (Radial), D — диагональная.

Типы конструкции шин — Типы конструкции щин.

Радиальная шина в большей мере удовлетворяет требованиям безопасности. Преимущества радиальных шин — меньший износ и меньшее сопротивление качению (и то и другое достигается за счет стабилизирующего действия пояса). На диагональных шинах в процессе контакта с дорогой изменяется направление скрещенных слоев, следствием чего является повышенное теплообразование в плоскости контакта, приводящее к износу и потерям на качение.

К преимуществам радиальной шины необходимо добавить: — лучшую передачу продольных и боковых сил; — безупречное качение по прямой; — более быстрая реакция на поворот руля; — лучшие характеристики упругости, что особенно заметно на скоростях свыше 80 км/ч и объясняется тем, что радиальная шина почти не изменяет своего профиля на большой скорости; — большая грузоподъемность по сравнению с диагональной такого же размера.

Однако и диагональные шины имеют определенные достоинства, как, например, лучшее перераспределение местных нагрузок, что немаловажно при движении по пересеченной местности либо при наезде на большой камень, вследствие чего они еще долго будут использоваться на сельскохозяйственных и внедорожных машинах.

Диагональные шины и получившие в настоящее время исключительное распространение радиальные шины со стальным кордом имеют настолько различные свойства, что смешанная установка шин на автомобиль запрещена в любом варианте.

4. Индекс нагрузки. Индекс нагрузки представляет собой число от 0 до 279, соответствующее нагрузке, которую способна выдержать шина при максимальном внутреннем давлении воздуха. Существует специальная таблица индексов нагрузок. по которой определяется ее максимальное значение. Так, в примере, значение индекса 105 соответствует максимальной нагрузке в 925 кг. Индекс допустимой нагрузки, LI(или индекс грузоподъемности, также называют коэффициентом нагрузки) — это условный параметр. Некоторые производители шин расшифровывают его: на шине может быть написано полностью Мах Load (максимальная нагрузка) и указана двойная цифра в килограммах и английских фунтах. Некоторые модели предусматривают разную нагрузку на шины, установленные на передних и задних осях. Полная таблица индексов грузоподъемности выглядит следующим образом.

5. Индекс скорости шины. Индекс скорости шины обозначается буквой, соответствующей максимальной скорости, на эксплуатацию при которой сертифицирована данная шина. Так же, как и в случае с индексом нагрузки, существует таблица значений индекса скорости со значениями от A (минимальное значение) до Z (максимальное значение). Правда, с одним исключением: буква H выпадает из последовательности и находится между U и V, соответствуя скорости до 210 км/ч. Индекс «Q» соответствует минимальной скорости для легковых автомобилей, а «V» применяется для шин, сертифицированных для скоростей до 240 км/ч.

6. Использование камеры. «TUBELESS» или «TL» — маркировка бескамерной шины. «TUBE TYPE» — камерная шина. Надпись может отсутствовать, это означает, что должна использоваться камера.

7. Условия эксплуатации.

— M S или M+S (Mud + Snow) — специальные шины для движения в слякоть и снег, т.е. шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значек M S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

— WINTER — зимние шины.

— All Season или AS — всесезонная шина.

— AW (Any Weather) — всесезонные шины, пригодные к использованию на твердых дорогах в любое время года на любом, в том числе мокром и скользком, покрытии.

— Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.

— Тous terrain — всесезонная шина.

— R+W (Road + Winter) — дорожная + зимняя (универсальная.

— В последнее время производители шин вместо буквенных обозначений используют рельефные пиктограммы — солнце, снежинка, дождик, зонтик — иллюстрирующие погодные условния, в которых можно эксплуатировать данную шину.

8. Знак соответствия стандарту. E — знак указывает, что шина проверена на соответствие европейскому стандарту безопасности — Правилу N 30 Европейской экономической комиссии ООН. Цифра — условный номер страны, где назначенная правительством комиссия провела проверку. Пятизначный (может быть и шестизначный) индекс, нанесенный рядом с кружком, означает номер сертификата, свидетельствующий о положительных результатах проверки.

9. Страна производитель. Страна, в которой находится предприятие-изготовитель шин.

10. Асимметричность. При монтаже шин с асимметричным рисунком необходимо правильно ориентировать боковины шины. В этом случае внутренняя боковина обозначается словами: «SIDE FACING INWARDS» — сторона, обращенная внутрь «INSIDE», либо «OUTSITE», сторона должна быть обращена во внешнюю сторону.

11. Дата изготовления. 3-х значный код даты у шины означает, что она была выпущена до 2000 года. Старая маркировка похожа на новую, т.е. первые две цифры тоже неделя изготовления, но последняя цифра означает не полностью год, а только последнюю цифру года. Например, код: 108. Это значит, что автошина выпущена: 10-ая неделя 88 или 98 года. Чтобы понять 80-ые года или 90-ые, нужно внимательно посмотреть, есть ли после этих цифр пробел (промежуток или треугольный штамп) на боковине или нет. Если нет: *108*, то это 88 год, если же есть: *108 * или *108(значок — треугольник)*, то эта покрышка 98-ого года выпуска. Такие сложности обусловлены тем, что раньше производители покрышек не думали, что шиной будут пользоваться больше 10 лет. Но после 2000 года производители автошин пришли к более удобной 4-х значной маркировке даты производства на колесе.

Дополнительные обозначения.

Treadwear 360 — относительная износоустойчивость рисунка протектора. Очень важный показатель, на который многие не обращают внимание. Каждая новая модель шины проходит тестирование по официально установленной методике, и ей присваивается показатель износа протектора, который теоретически соответствует продолжительности «жизни» шины. ВАЖНО ПОМНИТЬ, тем не менее, что показатель износа является теоретической величиной и не может быть напрямую связан с практическим сроком эксплуатации шины, на который значительное влияние оказывают дорожные условия, стиль вождения, соблюдение рекомендаций по давлению, регулировка сход развала и ротация колес.

Traction A — Показатель сцепления определяет тормозные свойства шины. Они измеряются путем тестирования при прямолинейном движении на мокрой поверхности. Для обозначения показатель сцепления используются буквы от «А» до «С», при этом «А» соответствует максимальному его значению.

Temperatyre B — Температурная характеристика показывает способность шины выдерживать температурные воздействия в условиях теста. Этот показатель является одним из важных вследствие того, что шины, будучи изготовленными из резины и других материалов, меняют свойства под воздействием высоких температур. В случае с температурной характеристикой также используют буквенный индекс от «А» до «С», где «А» соответствует максимальному сопротивлению к нагреву. Причем, как правило, на летних шинах стоит «А», а на всессезонных «В.

TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа (минимально допустимая глубина) рисунка протектора шины. Указатели располагаются равномерно в шести- восьми местах по окружности. Маркировка TWI может быть со стрелкой. Индикатор износа иногда изображается одной стрелкой. Индикатор выполняется в виде выступа высотой 1.6 мм (для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора.

Rotation — Шины с установленным направлением вращения. Монтаж таких шин должен производиться так, чтобы направление вращения, показанное на боковине стрелками, соответствовало направлению вращения колеса.

Regroovable — в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки.

Retread — Означает, что шина была восстановлена.

FR — шина с защитой обода диска.

Steel — означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

REINFORCED, RF, XL — усиленная шина с повышенной грузоподъемностью.

Кроме того, если на шине присутствует надпись «DA» . то это означает, что данная шина имеет второстепенные дефекты и она может быть установлена на прицеп либо на автомобиль, но с ограничением скорости до 100 км/ч.

PR (Ply rating) — прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности (краткое описание конструкции каркаса). Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись Reinforced (усиленная) шина повышенной грузоподъемности. Шины с маркировкой 6PR и 8PR (повышенной слойности) наиболее пригодны для легких грузовиков и микроавтобусов, поэтому часто после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C) на них ставится буква «С» (commercial.

Цветные метки используемые для маркировки шины.

Маркировка шин цветными точками — Маркировка шин цветными точками.

Желтая маркировка на шине (круглая или треугольная метка) на боковине означает самое легкое место на шине. При монтаже новой шины на диск, желтую метку нужно совместить с самым тяжелым местом на диске. Обычно это то место, где крепится ниппель. Это позволяет улучшить балансировку колеса и поставить грузики меньшего веса. На шинах с пробегом эта желтая маркировка-метка не так актуальна, поскольку, как правило, при износе автошины её баланс смещается.

Красная маркировка (красная точка на шине) — означает место максимальной силовой неоднородности, проявление которой обычно связано с различными соединениями разных слоев шины при её изготовлении. Эти неоднородности — абсолютно нормальное явление, и они есть у всех шин. Но обычно помечают красными точками только те шины, которые идут на первичную комплектацию автомобилей, т.е. когда машина выходит с завода. Эту красную метку совмещают с белыми метками на дисках (белые метки маркировки на дисках тоже ставятся в основном для первичной комплектации авто), которые обозначают самое близкое место к центру колеса. Это делается для того, чтобы максимальная неоднородность в шине минимально сказывалась при движении, обеспечивая более сбалансированную силовую характеристику колеса. При обычном шиномонтаже не рекомендуется обращать внимание на маркировку шины красной меткой, а руководствоваться желтой меткой, совмещая её с ниппелем.

Цветные полоски на протекторе шины делаются, чтобы было удобнее «опознавать» шину на складе. У всех моделей автошин и различных типоразмеров эти маркировки разные. Поэтому, когда шины стоят в стопках на складах, сразу видно, что данная стопка шин имеет один и тот же типоразмер и модель. Никакой другой смысловой нагрузки эти цветные полоски на шине не имеют.

Маркировка — белый штамп с цифрой означает номер инспектора, который проводил финальный осмотр шины на заводе-изготовителе.

Таблица 1. Индексы нагрузки.

Уже давно шины являются не вспомогательными принадлежностями, а интегрированным конструктивным элементом. Это означает, что неподходящие шины могут оказать значительное негативное воздействие на хорошие в принципе ходовые характеристики автомобиля. Тормозной путь определяют шины, в этом ничего не могут изменить дорогостоящие тормозные системы и электронные системы регулировки тормозного усилия. Полезный эффект от ABS (антиблокировочная система тормозов), TCS (противобуксовочная тормозная система), ASR (электронная регулировка пробуксовки колес), EDS (электронная блокировка дифференциала), LSD (самоблокирующийся дифференциал повышенного трения), ESP (электронная программа стабилизации) безусловно есть, но они бессильны против законов физики. Помните – шины это Ваша безопасность.

Будьте внимательны при выборе шин и удачи на дорогах.

Автор: Андрей Прокопенко.

Добавить отзыв.

Все права принадлежат «Автоферзь» круглосуточный шиномонтаж в Воронеже: компьютерный развал-схождение 3D, сварка аргоном, ремонт литых и штампованных дисков, балансировка.