Диск колесный МТЗ: надежная точка опора минского трактора




Диск колесный МТЗ: надежная точка опора минского трактораДиск колесный МТЗ: надежная точка опора минского трактора.

Колесо трактора МТЗ не просто точка опоры, а рабочий орган, помогающий выполнять самые разные работы. В зависимости от решаемой задачи используются свои колеса, поэтому их номенклатура сегодня широка. О конструкции колесных дисков МТЗ, их типах и характеристиках, а также об их ТО читайте в статье.

Типы и характеристики колесных дисков тракторов МТЗ.

Универсально-пропашные тракторы МТЗ сконструированы таким образом, что они могут гибко подстраиваться под выполнение различных работ. Например, в МТЗ-80/82 и их более поздних аналогах можно достаточно быстро изменить ширину колеи для работы с определенными с/х культурами, а также заменять и сами колеса. А так как тракторы рассчитаны для решения широкого круга задач, то и колес (а соответственно, дисков, камер и шин) для них сегодня существует довольно много. Здесь мы подробно рассмотрим только основу колес их диски.

Все колесные диски тракторов МТЗ можно классифицировать по конструктивным особенностям, назначению и размерам.

По назначению колесные диски делятся на два типа передние (малого диаметра) и задние (большого диаметра). Также существует особая категория спаренные (сдвоенные) диски, обеспечивающие установку двух колес для повышения проходимости трактора (на мягких грунтах, по заболоченной местности и т.д.) или работы по определенным культурам с небольшим междурядьем. Однако они используются нечасто, так как проще и дешевле соединить в пару два колеса на обычных дисках.

По методу изготовления все колесные диски штампованные, однако они бывают двух основных типов.

— Сварные неразборные диски, в которых сам диск и обод приварены друг к другу; — Разборные (разъемные) диски состоят из опорного диска и обода, которые соединяются вместе болтами.

Сварные диски имеют простую конструкцию и более дешевы, однако они менее универсальны, так как не позволяют ступенчато изменять колею. Все задние колесные диски МТЗ только сварные, а передние диски могут быть как сварными, так и разборными. При этом диск к ободу может привариваться в нескольких точках (в большинстве случаев) или по периметру (только в дисках для узких шин.

Разборные диски более универсальны, так как в них существует возможность установки опорного диска в трех положениях и тем самым ступенчато изменять колею. Разборными выполняются только передние диски. Наиболее широко разъемные диски используются в сельском хозяйстве, а в строительстве или сфере ЖКХ необходимости в них практически нет.

Наконец, по размерам колесные диски тракторов МТЗ делятся на группы, установленные стандартом ГОСТ 10410-82. На наиболее популярные тракторы МТЗ-80/82 (100/102) ставятся диски следующих размеров.

Передние диаметром 20 дюймов, шириной 9 дюймов (под шины шириной 11,2 дюйма.

Задние диаметром 38 дюймов и шириной 14 дюймов (под шины шириной 15,5 и 16,9 дюймов.

Однако широкое применение находят и диски под колеса других размеров.

Узкие шириной 4,5 и 5,5 дюймов (диаметром 16 и 20 дюймов.

Средние шириной 8, 10, 12, 14 дюймов (диаметром 16, 20, 24, 30, 38 дюймов для различных тракторов.

Широкие шириной 15, 16 и 18 дюймов (диаметром 30, 34, 38 и 42 дюйма.

При этом следует понимать, что ширина колесных дисков не совпадает с шириной шин, обычно этот параметр отличается на один-два дюйма. Например, на диски 14 дюймов ставятся колеса 15,5 дюймов, а на диски 9 дюймов устанавливаются шины 11,2 дюйм, и т.д. Диаметры в обозначении дисков и шин одинаковы.

Наконец, все колесные диски МТЗ имеют определенные конструктивные особенности и отличия. Во-первых, диски отличаются количеством крепежных элементов.

Диски с креплением на 5 гаек (шпилек.

Диски с креплением на 8 гаек (шпилек.

Во-вторых, диски независимо от размеров делятся на три типа (исполнения I, II и III) по профилю опорной поверхности обода и на три типа по размерам бортовых закраин. Варианты профиля обода обозначаются буками «W», «DW» и «DD», варианты размеров закраин буквами «E», «F» и «L.

Все особенности колесного диска зашифрованы в его маркировке, она имеет вид XX00X-00, где первые две (или одна) буквы обозначают вариант профиля обода (в узких колесах этих букв нет), стоящие после них цифры ширину обода (в дюймах), следующая буква размер бортовых закраин (также обозначается не на всех дисках), а последние цифры диаметр обода (в дюймах). Например, стандартные колеса МТЗ-80/82 обозначаются как W9-20 (передние) и DW-14L-38 (задние), узкие колеса имеют обозначение 4,5F-20 и 5,5F-20, широкие колеса DW16L-38, DW-18L-42 и другие.

Конструкция и особенности колесных дисков.

Конструктивно все колесные диски. независимо от их типа, состоят из двух основных деталей.

Опорный диск (вертикальный), с его помощью выполняется установка колеса на ступицу.

Обод, на который непосредственно устанавливаются камера и шина.

В сварных конструкциях диск просто приваривается к ободу, благодаря чему обеспечивается жесткость и простая центровка всех деталей. В случае деформации или разрушения такой диск просто меняется в сборе на новый.

В разъемных конструкциях диск (который в этом случае называется опорным) соединяется с ободом болтами, для этого в ободе выполняются упоры (кронштейны), а в диске отверстия. Упоры на ободе выполняются таким образом, что диск к ним можно прикрутить как с наружной, так и с внутренней стороны так можно ступенчато изменять колею на 100 мм. При необходимости можно произвести замену опорного диска или обода, что удешевляет ремонт.

Независимо от типа колесного диска, в его ободе обязательно предусмотрено отверстие под вентиль камеры. Чаще всего отверстие круглое, однако на широких дисках часто можно встретить и овальное отверстие, предотвращающее порчу вентиля.

На дисках обязательно предусмотрены монтажные отверстия (5 или 8 штук в зависимости от типа) и центральное отверстие под ступицу, также на большинстве дисков имеются отверстия для облегчения конструкции и вентиляции. На дисках задних колес может дополнительно привариваться усилительное кольцо, оно располагается в центральной части, по месту крепления к ступице.

Особо следует отметить, что монтажные отверстия дисков выполнены конусными, а для монтажа дисков используются специальные конусные гайки. Эти гайки своей конусной частью плотно входят в отверстия, чем обеспечивают надежное крепление и предотвращают самопроизвольное отворачивание.

Вопросы установки, замены и ремонта колесных дисков МТЗ.

Монтаж передних и задних колес тракторов МТЗ выполняется стандартно: колесо диском устанавливается на шпильки (болты) в ступице, и приворачиваются коническими гайками. Однако здесь есть ряд моментов, на которые следует обратить внимание.

Во-первых, перед полным снятием колес следует сначала ослабить конусные гайки, а затем поддомкратить колесо и окончательно отвернуть гайки. Установка колеса осуществляется в обратном порядке сначала гайки закручиваются усилием рук, затем колесо опускается на грунт и гайки окончательно заворачиваются ключом. Гайки заворачиваются крест-накрест, при этом следует следить, чтобы они плотно прилегали к диску и были завернуты с установленным инструкцией усилием.

Слабо завернутая или испорченная гайка приводит к появлению трещин и деформаций на диске. Поэтому периодически следует проверять надежность крепления дисков, а при поломке или потере даже одной гайки ее следует незамедлительно заменить.

При изменении колеи передних колес приходится выполнять следующие действия с дисками.

При переводе в диапазон колеи с 1200 1500 мм на 1500 1600 мм (или наоборот) опорный диск снимается с обода и ставится с внутренней стороны упоров (кронштейнов). При этом выемки в диске дают ему возможность пройти через эти кронштейны.

При переводе в диапазон 1600 1800 мм колеса полностью снимаются и просто меняются местами, оставляя правильное направление их вращения (оно обозначено стрелкой на шине). То есть, правое колесо ставится на место левого и наоборот.

Задние колеса дают возможность ступенчатого изменения колеи до 1800 мм, для чего колеса тоже меняются местами, однако в этом случае замена выполняется вместе со ступицами.

В случае установки спаренных (сдвоенных) колес используются специальные проставки. При этом часто приходится выпрессовывать из ступиц короткие болты, заменяя их на более длинные это дает возможность на один болт сразу прикрутить диск внутреннего колеса и проставку. Внешнее колесо монтируется на шпильки, запрессованные в проставку.

При каждой замене шин и камер диски рекомендуется подвергать несложному ТО: очищать и мыть, зачищать забоины, удалять ржавчину, зачищать заусенцы, а в заключении красить (для защиты от коррозии). Если же диск имеет чрезмерные деформации, то его следует просто заменить на новый.

Грамотный выбор и эксплуатация колесных дисков залог достижения трактором МТЗ заявленных характеристик и качественного выполнения любого типа работ.

Эти запчасти в продаже.

Диск МТЗ колесный для щеточного оборудования 5х10.

Диск колесный МТЗ задний (10 отверстий) БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ задний (10 отверстий) для сдваивания БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ задний (5 отверстий) с козырьком БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ задний (8 отверстий) БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ задний (8 отверстий) БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ задний (8 отверстий) плужный диск БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ задний (8 отверстий) плужный диск с козырьком БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ задний (8 отверстий) под шину 18.4R34 БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ задний (8 отверстий) с козырьком БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ задний (8 отверстий) с козырьком БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ задний (8 отверстий) с козырьком БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ задний (8 отверстий) фаска 2-х сторон, разъемное крепление диска БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ задний (8 отверстий) фаска 2-х сторон, разъемное крепление диска БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ задний (8 отверстий) фаска 2-х сторон, разъемное крепление диска БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ задний (8 отверстий) фаска 2-х сторон, разъемное крепление диска БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ передний (5 отверстий) под шину 11.2-20 (фаски с 2-х сторон) БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ передний (5 отверстий) под шину 13.6-20 БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ передний (5 отверстий) под шину 7.50-20 БЗТДиА.

Диск колесный МТЗ передний (5 отверстий) с козырьком БЗТДиА.