10 класс




10 классИтак, приступим к изучению новой учебной дисциплины технология.

Слово “технология” происходит от древнегреческого techno “искусство, мастерство, умение” и латинского logos “учение, наука.

Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.

Технологией называют также определенную последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Точное выполнение всех операций и соблюдение их последовательности гарантия выпуска качественной продукции.

Технология же, как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения.

Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.

Как вы думаете, что это за технологии.

Это технология общения, технология ухода за жильем и др.

Существует также ряд очень распространенных технологий, которые входят в содержание труда людей, это технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ в доме и др.

Древесина один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепости, мельницы, орудия труда, посуду и многое другое.

Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете? Мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и др. Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать простейшие изделия для школы.

Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работы с древесиной рабочее место оборудуется столярным верстаком (рис. 1), стулом, стеллажами, ящиками, полками и тумбочками для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.

Слово “верстак” в переводе с немецкого означает “мастерская”. Верстак, как вы уже поняли, это рабочий стол.

Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины.

Столяр (от словосочетания изготовление столов). Существует два вида верстака: столярный (деревянный) и универсальный (комбинированный). Столярный для обработки древесины, а универсальный для обработки древесины и металлов.

Столярный верстак (рис. 1) состоит из подверстачья (1), крышки (2) с отверстиями (3), в которые вставляются клинья, лотка (4). переднего зажима (5), заднего зажима (6), выдвижных и поворотных пальцев (7.

Передний зажим служит для закрепления заготовок. Отверстия (3) с клиньями для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке (4) размещают инструмент. Задний зажим для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные и поворотные пальцы для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.

Какие инструменты относятся к измерительным.

Линейки, угольники, циркули, транспортиры. Все инструменты хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук.

Технике безопасности на уроке труда при ручной обработке металла и древесины.

Перед началом обработки материала нужно правильно надеть спецодежду и средства защиты. Особенно важна безопасность и защита глаз, при выполнении рубки металла всегда надевай защитные очки.

Перед тем как приступить к уроку надо проверить полное наличие необходимого инвентаря и удостовериться, что инструменты находятся в безопасном работоспособном состоянии. Их рукоятки должны быть без трещин, и плотно прилегать к основанию.

На верстаке все инструменты должны быть положены в указанном учителем порядке и в строго отведенных для этого местах. Ничего лишнего на верстаке быть не должно.

Весь обрабатываемый материал должен быть надежно закреплен в соответствующих зажимах (тиски, струбцины и т.д.

При обработке материалов необходимо всегда использовать установленные упорные и подкладные приспособления.

Если во время выполнения учебного задания был повреждён или сломан инструмент, то работу надо прекратить, а его заменить у учителя.

В процессе обработки и соединения материалов необходимо соблюдать особую осторожность при работе с ударным, режущим инвентарём, клеем, острыми краями металла.

Запрещено использовать палец в качестве упора при начальном запиле дерева.

При пилении материала надо всегда следить за степенью натяжения полотна лучковой пилы. Не проверяй остроту режущей части пальцами, ты можешь порезаться.

При обработке материала напильником, пальцы должны быть на его поверхности, при резке металла придерживай отрезаемую часть рукой защищенной рукавицей или перчаткой.

Нельзя сдувать стружку ртом или смахивать её рукой, используй для этого специальный инвентарь.

IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока.

Стратегия «Т-схема». Напишите в одну строчку слова и выражения об технике безопасности.

Какие требования к содержанию своего рабочего места вы должны выполнять.

Где находятся и как располагаются инструменты во время работы.

Почему у каждой из вас закреплено определенное рабочее место? С чем сопряжено это правило.

Где и как хранятся материалы, оборудование, инструменты.

Какой должна быть одежда учащихся на уроках технологии.

В каком виде необходимо содержать свое рабочее место.

_ Какие требования к дисциплине должны вами исполняться неукоснительно? Почему это так важно.

_ Какими инструментами и оборудованием можно пользоваться на уроках технологии.

Что вы должны сделать по окончании работы.

_ Сделайте вывод: что обеспечивает строгое следование пра­вилам техники безопасности? К каким последствиям может при­вести игнорирование этих правил.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

V.Итог урока . Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма.

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

были ли цели обучения реалистичными.

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение.

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения.

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке.

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока.

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения.

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения.

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах.

3.Погружение в тему. Разгадывание загадок.

4.использование ИКТ показ мультфильма «Веселый огород.

1.Организует, активизирует учащихся, создает положительный эмоциональный настрой.

2. Приветствие Цель: приветствие друг друга и заряд положительными эмоциями.

Дети настраиваются на продуктивную работу и групповое сотрудничество.

Дети повторяют приветствие вместе с учителем.

В каждой группе выбирают лидера, который оценивает членов группы, секретеря, тайм менеджера, докладчика,дизайнера.

Разрабатывают правила работы в группе.

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.

Однолетники – это растения, весь цикл развития которых проходит в один год.

Однолетники очень разнообразны по расцветке и высоте. Наиболее распространенные однолетники — львиный зев, астры, бархатцы, бегонии, вербена, календула (ноготки), левкой, мак, настурция, петуния, сальвия, портулак.

Двулетники высевают обычно весной или в начале лета, а цветут они на второй год.

Большинство двулетников — многолетние растения, но после второго года жизни образуют мелкие цветки, теряют свою декоративную ценность. К двулетникам относятся виола (анютины глазки), гвоздика турецкая, колокольчик, мальва, маргаритка, незабудки.

Многолетники многолетние растения, травянистые растения и полукустарники, зимующие более двух лет.

Одни из них живут несколько лет, другие — до 20—30 и даже до 100 лет (например, тау-сагыз). Достигнув определённого возраста, они могут цвести и плодоносить каждый год (поликарпические растения). У некоторых из них листья сохраняются круглый год (вечнозелёные растения). У большинства же в неблагоприятные периоды (зимой, в период засухи) листья и др. надземные органы отмирают, живыми у них остаются лишь подземные органы (корневища, клубни, луковицы, корни). У некоторых же сохраняются частично и надземные побеги с почками возобновления (розетки, ползучие побеги, нижние части прямостоячих стеблей.

У некоторых цветов-однолетников очень мелкие семена – более 5 000 штук в 1 грамме. А у бегонии, к примеру, семена совсем мелкие – около 80 000 штук в одном грамме.

Сложно представить, что из таких крохотных семян-пылинок вырастают порой настоящие садовые гиганты – как, например, табак, который образует мощные метровые кусты с большими листьями.

Мелкие семена однолетников не заглубляют в почву . рассыпая их по поверхности.

Нужное количество семян высыпают на лист гладкой бумаги, который затем складывают пополам (чтобы образовался желобок для семян в виде сгиба). В почве нужно наметить бороздки для семян – сделать это можно ребром линейки. Затем, постукивая слегка по листу с семенами пальцем, осторожно и равномерно высыпают семена в приготовленные бороздки. Нужно приложить все усилия, чтобы не загустить растения – это приводит к ослаблению и болезням всходов. Кроме такой импровизированной сеялки из листа бумаги используют ручные мини-сеялки. Распространенный прием для равномерного посева мелких семян – смешивание их с речным песком. А также можно покупать специальные семена – некоторые фирмы выпускают мелкие семена однолетников в специальных гранулах. Гранулы облегчают посев. После посева семян, емкость плотно закрывают полиэтиленовой пленкой.

Когда прорастут семена, если они стояли у вас в темном месте, то переместите их как можно ближе к свету. Начинайте приоткрывать пакет, увеличивая время такого проветривания постепенно с каждым днем, чтобы сеянцы привыкали к воздуху.

Вегетативное размножение декоративных культур очень разнообразно по приемам предварительной подготовки материала и по особенностям условий, при которых происходит окоренение.

1.Конструирование, моделирование и изготовление казахского народного костюма.

Народный костюм и современная одежда. Дизайн / ОЭиФГ Рынок труда РК. Заработная плата. Безработица.

-познакомить учащихся с понятием «дизайн», «дизайнер», произведениями дизайнерского искусства.

-обобщить знания об особенностях работы художника – дизайнера, его участии в создании в создании ассортимента промышленных товаров.

Работая в группе, вносить свою лепту.

Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

Умение воплощать в работах свои собственные впечатления.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Обучение критическому мышлению.

Оценивание для обучения и оценивание обучения.

Преподавание и обучение в соответствии с ВОУ.

Народный костюм и современная одежда. Дизайн.

-познакомить учащихся с понятием «дизайн», «дизайнер», произведениями дизайнерского искусства.

-обобщить знания об особенностях работы художника – дизайнера, его участии в создании в создании ассортимента промышленных товаров.

развивать знания о композиции, цветоведении, методах работы с художественными материалами (карандаш, фломастеры, краски) и различными техниками.

развивать навыки работы в проектной деятельности.

развивать художественный вкус и эстетические качества.

А. Актуализировать знания обучающихся по теме “Основы дизайна”. Обеспечить усвоение учащимися основных понятий и правил в дизайне. Формировать навыки дизайна.

Б. Дать представление об основных направлениях дизайна и об алгоритме выполнения дизайн-проекта.

В . Воспитывать интерес к изучаемому предмету. Формировать умения и навыки работы с бумагой и картоном, с тканью.

Методы ведения урока.

словесный, наглядно демонстрационный, практический.

Биология, природоведение, экология, география, изобразительное искусство.

Результаты для учеников.

1. Работая в группе, вносить свою лепту.

2. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

3. Умение воплощать в работах свои собственные впечатления.

4. Создавать прекрасное своими руками.

5. Ценить свой труд, уважать чужой.

6. Уметь применять теоретические знания на практике.

7. Уметь пользоваться художественным материалом.

При любой работе ученик должен соблюдать правила техники безопасности. Выполняя практические работы на уроках технологии необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Инструменты и оборудование.

Инструкционные карты; журналы, рабочая тетрадь, альбомный лист, карандаши, клей, бумага цветная, бумажные салфетки, картон, ткань, краски (акварель, гуашь.

Создание благоприятной обстановки (1 мин.

1. Разговор с дежурными о присутствующих.

2. Сообщение темы, цели и задач урока.

Дизайн-проект должен учитывать интересы, требования разных групп потребителей, должен отвечать многим требованиям (быть экологичным, экономически выгодным, технологичным, эстетически выразительным и пр.). Как подойти к разработке подобного дизайн-проекта? Как при разработке дизайн-проекта продумать и воплотить такой системный подход? Существуют ли какие-то рекомендации, правила в плане последовательности разработки проекта на системной основе? Ответы на данные вопросы мы постараемся найти в течение урока.

Проверка дом задании.

Разделить учащихся на группы в соответствии с темой урока.

Повторение изученного материала (по бригадам.

-Что необходимо сделать с тканью перед раскроем.

-Какие правила необходимо соблюдать при выкраивании изделия.

-Как проходит долевая нить на полочке, спинке, волане.

-Какими способами можно обработать срезы деталей.

-Как смётываются плечевые срезы.

-Какие технологические условия нужно учитывать при выполнении ручных стежков и строчек для подготовки изделия к примерке.

-Какие правила безопасности труда нужно соблюдать при выполнении ручных работ.

-Правила снятия мерок.

-Какие мерки необходимы для построения чертежа основы полуприлегающего силуэта.

-По какой мерке узнают размер изделия.

-Какие ткани используют для изготовления платья.

-По направлению какой нити происходит раскладка основных деталей изделия (спинки, полочки.

-Какие виды припусков вы знаете? Назовите их размерность.

-Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами и инвентарём.

Ученики делятся на две или три группы. Каждая группа придумывает название.

1. Общие представления о дизайне.

ДИЗАЙН (от проект) – это особый вид деятельности (вид проектирования), в которой предмету, кроме основного предназначения, придаются качества красоты и повышенной функциональности, эргономичности.

Таким образом, основная идея дизайна – сочетание двух сторон – красоты и функциональности. Дизайн-разработка – это всегда творческая деятельность (в силу своего проблемного характера и постоянной новизны задачи.

С возникновением массового производства в конце XIX — начале XX в. промышленная продукция утратила многие положительные качества ремесленных изделий. Она стала безликой, некрасивой, не всегда функциональной. Крупные фирмы, чтобы улучшить товар, начали привлекать к проектированию не только грамотных инженеров, но и людей творческих, художественно одарённых. Одной из первых на этот путь в начале XX в. встала немецкая электротехническая компания AEG. Её продукция выгодно отличалась от изделий конкурентов благодаря таланту дизайнера Питера Беренса.

Сформировался же дизайн как новый вид человеческой деятельности в 30-х гг. XX в. в эпоху глубокого экономического кризиса в Европе и Америке. Одним из его основателей считают Раймонда Лоуи, морского офицера в отставке. Оказавшись в США, он был поражён обилием товаров и одновременно их внешней убогостью. Художник и эстет в душе, Лоуи стал предлагать свои услуги предпринимателям, хозяевам магазинов, изготовителям рекламы. Начав с оформления витрин и упаковки сигарет, он очень скоро приобрёл не только богатство, но и широкую известность. Разработанная Лоуи упаковка сигарет “Лаки Страйк” более полувека выпускается без изменений. Лоуи понял, что покупателю нужен не просто дешёвый и добротный товар, а изделие, удобное в использовании, обладающее эстетической привлекательностью. Он впервые попытался связать воедино пользу, удобство и красоту.

3. Направления дизайна.

Ученики работают по данному заданию и советуются между собой о полученной информации. Потом выражают свое мнение.

Класс разбит на группы по интересам. Каждая группа работала над своей темой. На ваших столах лежат оранжевые листочки, предлагаю вам ознакомиться с текстом. Вам необходимо его прочесть, выделить и подчеркнуть основные понятия, которые рассказывают о развитии дизайна и его значении в жизни общества. Подготовить сообщение по заданной теме. 1 группа: придумать единое стилевое решение девичьего костюма 2 группа : выполнить цветовое решение акварелью, гуашью, фломастерами.

В процессе выполнения работы настроить учащихся на возможность выразить свою фантазию, свои творческие идеи. По окончанию практической работы проводится анализ и коллективное обсуждение эскизов. Выявление оригинального художественно-эстетического решения оформления костюма. Высокий уровень техники исполнения, удовлетворённость учащихся выполненным заданием. Обсуждение проводится в виде выставочных работ.

Работа в группах по созданию дизайна.

Цели: закрепить полученные знания по видам дизайна, развитие художественного воображения учащихся, умение работать в коллективе.

Учащиеся класса делятся на группы для выполнения совместной работы. Перед каждой группой ставится конкретная задача, для выполнения которой необходимы лист бумаги (формат А3), цветные карандаши и фломастеры.

Представление работ . После выполнения работы одна ученица из группы представляет разработанный дизайнерский проект группы. (4 мин.

Вывод. Таким образом, мы с вами сегодня познакомились с одним из видов искусства дизайном, с его многообразием и значением в современном мире. Вы все сегодня были немного дизайнерами 1 мин.

· Каждой группе дается время для выполнения данного задания. Каждый член группы может высказать свое мнение по данной работе.

Предлагаю вам высказать свои комплименты в адрес дизайна.

1 группа – синквейн на тему «Дизайн.

Первая строка – одно существительное.

Вторая строка – два прилагательных описывающие признаки выбранной темы.

Третья строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.

Пятая строка – одно слово-резюме, описывающее суть предмета.

Уникальный, творческий, новаторский, оригинальный.

Творить, выдумывать, воплощать.

Воплощает все нужное в жизнь.

2 группа – акростих на тему «Дизайнер.

Д декоративность.

И инициатива.

А- аккуратность, актуальность.

Н новаторство.

Вопросы для закрепление урока.

Назовите правила смётывания плечевых срезов.

-Какими способами можно обработать плечевые и боковые швы.

-Перечислите термины ручных, машинных и влажно – тепловых работ при выполнении плечевых и боковых швов.

-В какой последовательности ведётся подготовка изделия к примерке.

-Как сметываются плечевые вытачки.

-Как подготовить и соединить оборку с низом изделия на примерке.

-Какие правила безопасности труда нужно соблюдать при выполнении ручных работ.

-Какие правила безопасности труда нужно соблюдать при выполнении влажно – тепловых работ.

-Какими способами можно обработать срезы деталей.

-Как можно исправить косые заломы на полочке.

-Что нужно сделать, если изделие узкое или широкое спереди.

1.Что является отличительной особенностью знакового изображения (логотипа.

2.Какие типы проектно графических изображений вы знаете.

3.Основные виды дизайна.

Ученики делятся своимивпечетлениями об уроке устно.

Все учащиеся должны, определять виды мужской и женской одежды и изучать историю казахского национального костюма,демонстрировать и представлять свои идеи и замыслы в виде эскиза.

Большинство учащихся будут: сравнивать национальные костюмы с современными стилями.

Некоторые учащиеся будут описывать дизайн и аксессуары, орнаментальную композицию в костюме, описывать свою идею в эскизе для будущей работы.

Языковая цель обучения.

Учащиеся могут использовать слова и термины данного урока: орнаментальная композиция, обработка, стили, кожаная отделка. Свойства ткани, сочетание цвета, пропорции в одежде, фасон, контраст.

Все учащиеся будут уметь разрабатывать эскиз и демонстрировать большее осмысление, разборчивость и самостоятельность при работе с проектами, творчески преобразовывая обоснованные знания по дизайну национального костюма.

Организационный момент урока.

1. Подготовительный этап. Организация рабочего места правильное распределение инструментов и приспособлений для дальнейшего выполнения практической работы.

2. Сообщение темы урока цели и задачи.

3. Запись темы урока.

4.Введение в тему урока. В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой. Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек. Одежда состояла из длинного жилета, платья с оборками, головного убора и обуви.

Мужской костюм также из головного убора чапана, камзола, халата и шаровар. Особый вид был у обуви. У казахов особо почитался головной убор. Среди головных уборов заслуживает особое внимание саукеле. Это традиционный. очень древний головной убор невесты. Известные художники Казахстана Евгений Сидоркин, ГульфайрусИсмаилова, АгимсалыДузельханов очень часто изображали на картинах людей в национальных костюмах, где показывали не только красоту казахской одежды. но и красоту внутреннего мира человека. его характер. Здесь, на картине художника АгимсалыДузельханова мы видим девушку и её красоту подчёркивает головной убор саукеле. Картина А.Дузельханова выполнена в яркой цветовой гамме. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым. Меховая оторочка, украшенная тисненым жгутом, закрывает нежный лоб. При малейшем движении кисточки, закрывающие виски, начинают колыхаться. Цепочка с бусинами, свисающая сзади с верхушки саукеле, раскачивается в такт шагам юной красавицы.

Открытый взгляд девушки говорит о её смелом и сильном характере. Она уверенно смотрит в своё будущее. Можно и не сомневаться в том, что она будет счастлива. Шили его из очень дорогих материалов. Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки, придавая её облику особое изящество. Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время, она не изменилась, лишь внесены современные ноты. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов.

Национальная одежда казахов отличается неповторимым своеобразием, быть может, еще и потому, что казахский народ был очень близок к природе и вел кочевой образ жизни. Она напоминает, по сути, одежду ранних кочевников. Некоторые виды повседневной одежды возникли еще во времена саков. Одежда казахов с запахом налево напоминает одежду саков, средневековую одежду тюрков. Казахи верили, что ношение на подоле, рукавах одежды узора и орнамента, ношение уки (перья совы) охраняет от злых духов, нечистой силы, болезней, верили, что эти вещи обладают магической силой.

Задание для 1 группы .«Опишите дизайн и основные элементы украшения казахской женской национальной одежды. Виды женской национальной одежды.Выявить особенности и доказать, что одежда была удобна, практична, эстетична. Привести примеры и исторические факты.

Задание для 2 группы .«Опишите дизайн и основные элементы украшения казахской мужской национальной одежды.Виды мужской национальной одежды. Выявить особенности и доказать, что одежда была удобна, практична, эстетична. Привести примеры и исторические факты.

Группы представляют свое исследование остальным учащимся с помощью размещения изображений и надписей на ватмане.

Обратная связь.Оценивание.Взамооценивание групп.

Задание №1 Работа учащихся в группах (НП, Управ и лид. КМ,) . Самостоятельное изучение темы «Женский и мужской национальный костюм казахского народа» (составление кластера, коллаж, иллюстрации национальной одежды, готовые изделия, клей, ножницы, маркеры). 5 минут Выступление учащихся, защита творческого проекта по теме. 3минуты.

Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек. Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан», головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама». С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами. К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями. В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» длинный халат с рукавами. Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым. Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер. Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества. Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы — на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан.

Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и штанов, верхней плечевой распашной одежды и шаровар. Верхняя распашная одежда носилась навыпуск, полы запахивались слева направо. Штаны и нижние (ламбал), и верхние (шалбар) шили одинаковыми по покрою, широкими в шагу и у пояса, недлинные штанины обычно заправляли в сапоги. Шалбар изготавливали из верблюжьей домотканой материи, кожи, замши, а с 19 в. из бумажных тканей темного цвета или из яркого бархата. С этого времени получают распространение верхние штаны русского покроя. Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами. а иногда и вовсе без рукавов. В холодное время года носили камзолы на толстой подкладке из шерсти или меха. Камзол был сугубо домашней одеждой; выезжая за пределы аула, мужчина обязательно надевал поверх него другую одежду. Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный длинный халат прямого покроя с длинными и широкими рукавами шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года.

Обязательной частью мужского костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой. Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапочка такия/кепеш. До середины 19 в. казахи носили высокие тюбетейки с остроконечной верхушкой. постепенно обычной становится тюбетейка с плоской макушкой, сшитая из четырех треугольных клиньев или выкроенная в виде круга. Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай). В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый. Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки. -А что бы расширить ваш словарный запас в изучении казахских слов предлагаю вам словарик с названиями на казахском и русском языках элементов национального костюма. (словарик.

Учитель: Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани — хлопок, шелк и бархат. Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока. -А кто мне назовет противоположный термин к импорту? -Ответы учащихся – Экспорт. -Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработке в другой стране). -Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно). -Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства? Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы: -А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок. Мировой рынок рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.

Хорошо, разобрались в экспорте и импорте, а теперь настало время заглянуть во вторую юрту. -Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенно орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом. Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства) Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление. Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру. В казахском орнаменте четко выделяются мотивы: ü Зооморфные ü Космогонические ü Растительные ü Геометрические Задание №2 Теперь вам предстоит закрепить полученные знания при выполнении практического задания. На столах лежат конверты с иллюстрацией орнаментов различных национальностей и направлений. Ваша задача отобрать изделия, в которых присутствует казахский орнамент, и постараться определить его вид. (Учитель контролирует процесс работы, оценивает, как учащиеся справились с заданием )(Управление и лидерство) -Молодцы все справились с заданием хорошо. А сейчас мы с вами выполним небольшое тестирование, посмотри, на сколько, внимательны вы были на уроке. Задание №3 ТЕСТ- контроль знаний. (ИКТ, оценивание) 1.Саукеле –это головной убор: А) женщин. Б) девушек. В) невесты. 2. Одежду украшали: А)только тесьмой. Б) только орнаментами. В) орнаментами, бисером, тесьмой, вышивкой. 3. Перечислите виды казахского орнамента: А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный; Б)растительный, зооморфный, геометрический, космогонический; В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный. 4. Велюр, бархат, плющ, вельвет использовали для пошива: А) платья, блузки, кимешек, чапан; Б) детская одежда, белье, платки ; В) чапан, камзол, головные уборы . 5. А в наше время-время компьюторных технологий, где применяют орнамент? А)в оформлении интерьера; Б) дизайн одежды, посуды, В) оформление сайтов, фотоиндустрия; Г) все ответы верны.

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку. (Оценивание для обучения и оценивание обучения) А теперь настало время заглянуть в третью юрту- эта юрта народных мастеров- творческая мастерская. Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше домашнее задание: разработать эскиз современного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента (Обучение талантливых и одаренных учеников.

были ли цели обучения реалистичными.

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение.

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения.

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке.

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока.

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения.

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения.

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах.

были ли цели обучения реалистичными.

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение.

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения.

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке.

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока.

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения.

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения.

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах.