Под термином «подшипник» подразумевается сборочный узел, являющийся комплектующим элементом некой опоры и, поддерживающий ось, или другую подвижную установку в заданном состоянии. Подшипник фиксирует положение детали в механизме, способствуя ее вращению или линейному перемещению. Благодаря подшипникам, движение осуществляется с минимальным сопротивлением, он воспроизводит нагрузку подвижных комплектующих и передает их на другие части установки. Подробнее о специфике использования подшипников смотрите здесь.
Ось, окруженную упорным подшипником, можно рассматривать в качестве подпятника.
Главные эксплуатационные характеристики, свойственные большинству подшипников:
— граничная динамическая и статичная мощность. Под мощностью подшипника подразумевается его радиальная и осевая нагрузка;
— максимальное число оборотов вращающейся детали. Данная величина используется в отношении исключительно радиальных подшипников;
— характер соединения сопрягаемых деталей, определяющий посадочные габариты подшипника;
— точность подшипника, определяемая специализированным комитетом по их разработке;
— требования к твердым, пластичным, жидким и газообразным веществам, используемых в узлах трения;
— мощность подшипника до возникновения признаков оборотной усталости.
Под усталостью подшипника следует понимать процесс накопления повреждений под действием переменных напряжений;
— шумы и вибрации, возникающие в процесс работы подшипника.
Силы, которые непосредственно влияют на работу подшипника:
— радиальные, действующие по перпендикуляру от оси подшипника;
— осевые, работающие параллельно главной оси подшипника.
В случае отсутствия серьезной осевой нагрузки, наиболее оптимальным выбором будут радиальные подшипники, поддерживающие цилиндрические и шевронные передачи. Они оборудованы специальными короткими цилиндрическими роликами, позволяющими воспринимать также прямозубые передачи. Роликовые подшипники обладают значительной износоустойчивостью и способностью воспринимать серьезные нагрузки при незначительных габаритах. Как правило, их используют при мощности редуктора в 8кВт. Шариковые подшипники ориентируются исключительно на осевую нагрузку.